F80.0 Специфическое Расстройство Речевой Артикуляции - это...
Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.
Диагностические указания:
Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются, подвержены значительным индивидуальным колебаниям.
Нормальное развитие. В возрасте 4-х лет ошибки в произнесении звуков речи являются общими, но ребенок легко может быть понят незнакомыми людьми. Большинство речевых звуков приобретается к возрасту 6-7 лет. Хотя могут оставаться трудности в определенных звуковых комбинациях, они не ведут к проблемам общения. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть приобретены.
Патологическое развитие. Имеет место, когда приобретение ребенком звуков речи эадержано и/или отклоняется, приводя к: дизартикуляции с соответствующими трудностями для других в понимании его речи; пропускам, искажениям или заменам речевых звуков; изменению в произношении звуков в зависимости от их сочетания, (то есть в некоторых словах ребенок может произносить фонемы правильно, а в других — нет).
Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.
Включаются:
— связанное с развитием физиологическое расстройство;
— расстройство развития артикуляции;
— функциональное расстройство артикуляции;
— лепет (детская форма речи);
— дислалия (косноязычие);
— расстройство фонологического развития.
Исключаются:
— афазия БДУ (R47.0);
— дизартрия (R47.1);
— апраксия (R48.2);
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1);
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F80.2);
— расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35 — Q38);
— расстройство артикуляции вследствие потери слуха (H90 — H91);
— расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).
Поделиться: