Евреям Послание - это...

ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ, Послание к Евреям — в христианстве — одна из канонических книг Нового Завета, входящая в состав Соборных Посланий, в т. н. паулинистский цикл из 14 Посланий, авторство которых связывается с апостолом Павлом. Однако Е. П., традиционно считающееся одним из последних произведений Павла, ему вряд ли принадлежит. Оно написано позже, чем остальные, и, как свидетельствуют некоторые моменты текста, обращено уже ко второму поколению христиан; так, в нем упоминается о смерти первых учителей, несших благую весть (см. Евангелие, Евангелист) об Иисусе Христе: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13:7; ср. 2:3). Кроме того, в отдельных фрагментах Е. П. (Евр 8:4; 9:6) есть указание на продолжение богослужения в Иерусалимском Храме, т. е., возможно, оно написано еще до его разрушения в 70, и тогда его можно датировать временем между 65—70 (по другим версиям, гораздо позднее — между 75—85 или 95—98). Кроме того, исследователи обращают внимание на большие отличия в стиле от Посланий, точно принадлежащих ап. Павлу: Е. П. написано по всем правилам греческого красноречия и обнаруживает хорошее знание александрийской философии, в нем практически отсутствуют гебраизмы, столь часто встречающиеся в писаниях Павла, а также сама манера речи — плавная, гладкая, с ритмически завершенными периодами — не похожа на темпераментную и очень личностную манеру Павла. Тертуллиан называл автором Варнаву, другие богословы — евангелиста Луку. Ориген говорил по поводу Е. П.: "Кто написал это Послание, знает только один Бог". М. Лютер полагал, что Е. П. написано Аполлосом, который, по свидетельству Луки, был иудеем из Александрии, мужем красноречивым и сведущим в Писаниях (Деян 18:24), т. е. в еврейском Св. Писании (см. Танах), и "сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос" (Деян 18:28), т. е. что Иисус и есть истинный Мессия (см. Машиах), о котором говорили еврейские пророки (см. Пророков Книги). Показательно, что цитаты из Танаха, или Ветхого Завета, приводятся не из оригинала, а из греческого перевода — Септуагинты. Многие современные исследователи разделяют точку зрения на авторство Аполлоса. Кроме того, не совсем ясен вопрос с адресатом Е. П. Как полагал И. Д. Андреев, сам надзаголовок "к Евреям" (см. Еврей) "ни в коем случае не может говорить за то, что послание имеет в виду обитателей Палестины или христиан из иудеев рассеяния". С его точки зрения, не свидетельствуют об этом и цитирование Ветхого Завета: "Видно, что автор имеет дело с цитатами из книг, а не с действительностью, а книгу мог цитировать всякий". Цан и Гарнак полагали, что Е. П. адресовано христианской общине Рима; по мнению первого, она состояла из евреев. С точки зрения Андреева, "в сущности, нет настоятельной нужды отыскивать адресата: перед нами скорее богословский трактат, чем послание". В самом Е. П. ничего не говорится ни об авторе, ни о месте написания, ни об адресате. Цель автора — укрепить христиан, которые были выходцами из еврейской среды (см. Иудеохристиане), в вере, предостеречь их от возвращения обратно в лоно иудаизма, доказать, что проповедь Христа и Его предназначение Мессии и есть осуществление замысла Божьего, о котором говорится в иудейском Св. Писании, что Евангелие "снимает" самостоятельную значимость Ветхого Завета, что оно, а не Тора, является истинным словом Божьим, что Иисус как Сын Божий гораздо выше пророка Моисея (см. Моше): "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, // В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил" (Евр 1:1—2); "Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть" (Евр 2:1); "Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. // А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы..." (Евр 3:5—6). Автор доказывает, что Иисус — подлинный Посланник Божий и Первосвященник (Евр 3:1), который гораздо выше Первосвященника Аарона, ибо Он был "наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека" (Евр 5:10). Иисус, произошедший в земной Своей ипостаси из колена Иуды (см. Йеѓуда), отменил служение левитов (см. Леви); Он, по подобию Мельхиседека, "священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей" (Евр 7:15—16), "Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого" (Евр 7:27). Здесь автор имеет в виду Первосвященников Иерусалимского Храма, совершавших ежедневные жертвоприношения, и утверждает, что последние отменены искупительной Жертвой Сына Божьего. В равной степени и древний Завет (см. Берит), заключенный с праотцем еврейского народа Авраамом, "снят" Новым Заветом, заключенным через Иисуса. При этом автор вольно цитирует пророка Иеремию (см. Йирмеяѓу), говорившего о Новом Завете (Берит ѓа-хадаша), который, когда придет время, Господь заключит со Своим народом и законы которого будут начертаны в сердцах людей (Иер 31:31—33; ср. Евр 8:8—11). Однако с точки зрения пророка Иеремии это не означает отмены прежнего Завета с Авраамом, Моисеем и Давидом, но прояснение и осуществление их сути; по пророку, Новый Завет, имеющий отношение к мессианским временам, не отменяет ни левитского служения, ни Обетования, данного Всевышним Своему народу. С точки же зрения автора Е. П. пророк, а его устами — Господь, "говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению" (Евр 8:9). Эти слова недвусмысленно свидетельствуют о полемическом задоре автора, стремящегося отменить то, что некогда было сказано в Торе и особенно в Книге Вайикра ("И воззвал"), или Левит (см. Тора), и о его недостаточной толерантности в вопросах веры, хотя далее он обосновывает понятие веры как "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр 11:1) и приводит длинный перечень истинно верующих, предстающих в еврейском Св. Писании, — Авель, Енох, Ной (см. Ноах), Авраам, Сарра (см. Сара, см. также Тора), Исаак (см. Йицхак, см. также Тора), Иаков (см. Йааков, см. также Тора), Моисей и др. Их автор Е. П. именует "облаком свидетелей" (Евр 12:1) истинной веры, путь к которой указал Иисус Христос: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр 13:8). Он призывает евреев, обратившихся в новую веру, быть терпеливыми и стойкими в страданиях. В финале содержится указание, что освобожден из заточения Тимофей, вместе с которым автор надеется увидеть адресатов своего Послания.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Евреям послание. См. Священное Писание.

Поделиться:

Реклама