Евангелие От Матфея - это...

I ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
1) три первые Е, именуемые синоптич (от греч "рассматриваемые вместе", или "имеющие общий взгляд" - так они названы вследствие своего сходства) требуют особо тщательных исследований по трем причинам Во-первых, они содержат много дословно совпадающих высказываний и эпизодов; во-вторых, в них одни и те же мысли и события часто излагаются несколько по-разному; и, наконец, в каждом из них присутствуют фрагменты, отсутствующие в остальных Нек-рые исследователи исходят из предположения, что существование парал преданий о словах Иисуса нельзя объяснить иначе, как допустив, что евангелисты заимствовали эти рассказы друг у друга или же пользовались общим источником Исследователи, к-рые придерживаются такой тзр, поддерживают теорию "протоевангелия" Уверенность других исследователей в том, будто Иисус не мог многократно высказывать одни и те же идеи в разных формулировках, приводит к сомнению в достоверности предания, к-рое представляется им несогласованным А требование, согл к-рому всякий краткий рассказ (а Е содержат только такие рассказы) о встречах Иисуса с людьми должен содержать в себе каждое произнесенное при этом слово, бросает тень подозрения на тексты, представленные в разных редакциях Хотя проблема взаимного соотношения Е должна быть поставлена, однако необходимо проследить за правильностью ее постановки, если речь идет о поиске и конструировании "источников" Евангелий и "первоначальных Писаний", о форме к-рых почти каждый исследователь высказывает свои субъективные предположения Но следует учитывать, что не сохранилось никаких следов существования этих "источников", и ни один из древних писателей ни словом не упоминает о них Наконец, даже если эти "реконструируемые" источники кто-то считает правдоподобными, требованием веры остается признание истинности и полноты Евангелия;
2) критич анализ Е исходит из предположений, во-первых, о первонач существовании произвольной и неподвластной контролю церковной (общинной) традиции, и, во-вторых, о взаимозависимом происхождении Евангелий В связи с неудовлетворительными результатами подобных исследований в последнее время гораздо больше внимания стали уделять тому факту, что в НЗ встречается целый ряд выражений и оборотов речи, к-рые указывают на тщательное соблюдение традиции устной передачи евангельских материалов, подобно тому, как это происходило в иуд традиции Кр того, многочисл ритмические обороты, присутствующие в высказываниях Иисуса (см Мф 7:24-27) , а также нек-рые намеки (Мф 28:19,20; Мк 14:9; Лк 22:19,20; 1Кор 11:25,26) дают основание предполагать, что Иисус предвидел возникновение устного предания и отчасти Сам способствовал его оформлению Сохранение и распространение традиции рассматривается в качестве особого задания, порученного апостолам (ср Лк 1:2 и Деян 6:4; Гал 1:8,9; 2Фес 2:15; 3:6) В 1Кор 15:1-3Павел говорит об этом вполне определенно: "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию" В этом тексте такие выражения, как "вы приняли", "удерживаете", "я преподал", "сам принял", представляют собой специальные термины, к-рые употреблялись и в иуд традиции Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения Евангелий см Священное Писание см Предание
II ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ
1) СВОЕОБРАЗИЕ
Цельность Е не подразумевает дословного совпадения свидет-в всех Евангелий Полнота деяний и речений Иисуса (Ин 21:25) охватывает все области мысли и жизни как отдельного человека, так и человечества в целом Жизненность проявляется здесь именно в сосуществовании различных линий и граней Ключевым понятием Е от М является "Царство Небесное" Часто употребляемое в Евангелиях от Марка и от Луки выражение "Царство Божие" встречается у Матфея всего четыре раза (следует иметь в виду, что в эту же эпоху в иуд письменности слово "Небеса" становится общеупотребит заменой слова "Бог") В лице Царя, Который взыскует, спасает и собирает Свой народ, Царство Небесное "вторгается" в мир, становясь прибежищем для всех, кто страдает от грехов и их последствий Спасенные объединяются в народ, основу к-рого являет "очищенный на гумне" Израиль(см Мф 3:12)Царство может утвердиться, только преодолев сильнейшее сопротивление Е от М изображает эту битву за победу Царства Небесного, показывает место, к-рое она занимает в мировых событиях, и повествует о грядущей победе см Царство Божие см Остаток;
2) АВТОР
Автор Е назван в надписании к самой этой книге Это ап Матфей, хотя в тексте Е об этой его роли не говорится;
3) НАПИСАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Для разрешения вопроса о написании Е от М представляется важным свидет-во историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум в 160 г по РХ), согл к-рому, Матфей записал речения, или слова, Иисуса на евр языке, с которого многие переводили, кто как мог Из этого можно сделать след выводы: ученик ап Иоанна знал, что Е составлено Матфеем; был осведомлен, что первонач оно было написано "на еврейском языке" (те на др-евр или арам); и, наконец, засвидет-вовал его распространение среди христиан из язычников Составление этого Е на евр языке подтверждается свидет-вами других отцов Церкви (Иринея Лионского, Евсевия Кесарийского) То, Е, по-видимому, было записано в Палестине Если доверять древним свидет-вам, то время записи Е ограничено узкими рамками Согл Иринею, Матфей составлял его, когда Петр и Павел проповедовали в Риме; Евсевий же утверждает, что Матфей написал Е еще до того, как покинул Палестину Это указывает на конец 50-х - начало 60-х гг I в по РХ;
4) АДРЕСАТ
Представляется невероятным, чтобы Матфей, мытарь из Галилеи, не знал греч языка Если, несмотря на это, он составил свое Е на др-евр или арам языке, это должно свидетельствовать о том, что первонач его книга предназначалась израильтянам, не вполне свободно владевшим греч, поскольку их разговорным языком оставался арам, а литературным - в первую очередь иврит Большое число ссылок и указаний на исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств можно рассматривать как свидет-во того, что книга была задумана как миссионерское послание;
5) ПОДЛИННОСТЬ ЕВАНГЕЛИЯ
Несмотря на единодушное свидет-во древней Церкви, вышеприведенные слова Папия дали повод к сомнениям Папий говорит о речениях, или словах, Иисуса, к-рые Матфей записал На основании этого нек-рые исследователи делают вывод: существовало собрание изречений Иисуса, к-рое лишь позднее, дополненное заимствованными из других источников рассказами о деяниях Иисуса, в переработанном виде составило основу Е Нечто подобное этому собранию представляет собой найденное в Египте апокрифич Е от Фомы Однако Е от М, несомненно, является оригинальным авторским произведением, и в нем многие изречения Иисуса обретают свой смысл именно в контексте рассказов о Его деяниях Хотя исследователи не располагают др-евр или арам оригиналами Е от М, этот факт не может свидет-вовать против его подлинности Из многих греч переводов один был признан самым верным и заслужил всеобщее признание: в этом следует видеть достоинство дошедшего до нас греч текста Необходимость включения Е от М в канон книг НЗ никогда не вызывала сомнений
III КОМПОЗИЦИЯ
I Приготовление Иисуса к служению (1:1 - 4:25):
1)родословие Иисуса (1:1-17);
2)путь к людям (1:18 - 3:17);
3) победа над искусителем (4:1-11);
4) первая общественная проповедь и призвание первых учеников (4:12-25)
II Сеяние (5:1 - 9:38)
А Сеяние посредством слова - Нагорная проповедь (5:1 - 7:29):
1)семь Божьих заповедей блаженства (5:3-9);
2) особые заповеди для учеников (5:10-16);
3) непреходящее значение Закона (5:17-19);
4) высшая праведность (5:20-48);
5) жизнь в Боге (6:1 - 7:27);
6) действие слов Иисуса (7:28,29)
Б Сеяние посредством деяний (8:1 - 9:38):
1)власть Иисуса над болезнями (8:1-18; 9:1-8,20-22,27-31);
2)власть Иисуса над бесами (8:28-34; 9:32-34);
3)власть Иисуса над смертью (9:18,19,23-26);
4)власть Иисуса над природой (8:23-27);
5)власть Иисуса над людьми (9:9-17,35-38)
IIIВремя жатвы (10:1 - 13:58)
АИисус посылает учеников (10:1-42):
1) наставление (10:1-15);
2) ответ мира сего - гонения (10:16-25);
3)страх Божий и страх перед людьми (10:26-33);
4) разделения во имя Иисуса (10:34-42)
БХристос на жатве (11:1 - 13:58):
1) вопрос сомневающегося Иоанна Крестителя и упорство галилейских городов (11:1-24);
2) свидет-во Сына и призыв труждающихся и обремененных (11:25-30);
3) мудрые ответы Иисуса книжникам (12:1-50);
4)семь притчей о Царстве Небесном (13:1-52);
5)Иисус в Назарете (13:53-58)
IV Разъяснение учения (14:1 - 23:39)
А Осмысление слов Иисуса (14:1 - 16:20)
Б Усиление противостояния (16:21 - 22:46):
1) укрепление верующих (16:21 - 17:21);
2) верующие в мире сем (17:22 - 20:16);
3) разъяснение причин противоборства (20:17 - 22:46)
В Приговор (23:1-39):
1) поведение фарисеев (23:1-12);
2) "горе" лицемерам (23:13-32);
3) предсказание великих бедствий (23:33-39)
VХристос - Победитель (24:1 - 28:20)
А Поучение о пути к окончат победе (24:1 - 25:46):
1) взгляд в будущее (24:1-14);
2) когда пробьет последний час истории (24:15-36);
3) притчи о Страшном суде (24:37 - 25:46)
БОснование победы (26:1 - 27:56):
1) приготовления Иисуса среди учеников (26:1-46);
2)Иисус предается в руки человеч (26:47 - 27:26);
3)смерть лишается власти (27:27-56)
В Победа на земле (27:57 - 28:20)
IV ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
1) Е от М повествует об установлении Богом Царства Небесного через Иисуса - Спасителя Своего народа (Мф 1:21 - в Синод пер - "людей Своих"), Христа (те Мессии), Сына Божьего (Мф 16:16), Сына Давидова (2Цар 7:12-16; Мф 1:1; 2:2), Который должен стать Вождем над семенем (потомством) Авраамовым (Мф 2:6) В ответ на искушения дьявола Иисус являет основы построения Царства: проповедь покаяния, призвание людей к служению, а также исцеление, делающее их способными к труду (Мф 4:12-25) Так благовествуется Царство в Нагорной проповеди, в притчах, а также в беседах Иисуса Снова и снова изображаются условия, необходимые для принятия человека в Царство, как и устроение жизни нового народа (об этом особенно подробно говорится в Нагорной проповеди) Сеянию посредством слова сопутствует сеяние посредством деяний, направленных на исцеление людей и помощь им Вхождение в Царство ("гражданство" в нем) предлагается всем; хотя Израиль и обладает в этом известным преимуществом (Мф 15:24), однако откровение и дары благословения стирают этнич границы Язычники совершают поклонение в Вифлееме (Мф 2:1-11), исцеление происходит в доме рим сотника (Мф 8:10), неоднократно обращается внимание на веру язычников (Мф 15:28; 27:54);
2)
а) с темой построения Царства сочетается другая тема Там, где воздвигается Царство, оно может утвердиться, только преодолевая сопротивление властителей мира сего, а также всех, кто не желает в Царство войти (стать его "подданным") Так, Ирод и "весь Иерусалим" охвачены тревогой, узнав о рождении нового Царя (Мф 2:3)Ирод Великий не останавливается перед массовым избиением детей, надеясь то уничтожить "опасного соперника" - родившегося Младенца Позднее Иисуса из Назарета пытаются схватить слуги царя Ирода Антипы (в НЗ часто именуемого просто Иродом), но они - лишь орудия в руках фарисеев, потому что сам царь не имеет ничего против Проповедника и Чудотворца (если Тот не претендует на цар достоинство) Тем не менее Иисус предсказывает ученикам, что их поведут на суд к правителям и царям (Мф 10:18) Наконец, власти, наряду с другими враждебными Иисусу силами, принимают участие в вынесении Ему смертного приговора;
б) еще одна тема, тесно связанная с предыдущими, - это вражда со стороны безблагодатных религ сил Благодать отнялась у них, поскольку они сами объявили себя не нуждающимися в прощающей грехи Божьей милости, но также и потому, что им была невыносима сама мысль о прощении грешников по благодати Этот вопрос первонач был поднят Иоанном Крестителем, к-рый открыто порицал "порождения ехиднины" (те "детей дьявола", не желавших от всго сердца совершить перед Богом покаяние в грехах) и предупреждал их о Суде Христовом (Мф 3:7-12) Во все более непримиримом противостоянии "пшеница" отделялась от "соломы" (мякины) - Мф 3:12, пока Иисус, наконец, не "вымел солому с гумна" Своим восьмикратным: "Горе вам лицемеры!" (Мф 23) После этого "оппонентам" осталось только желать смерти Иисуса Так грешники были исцелены, в то время как почитающие себя "праведниками" воспротивились исцелению, и Царство было отнято от них (Мф 21:43);
3) на земле Царство Небесное будет постоянно пребывать в борьбе (Мф 10:34)Ученики Иисуса будут ненавидимы (Мф 10:22; 24:9), преследуемы, их будут убивать, но они с радостью будут переносить все это, уповая на Учителя, Который уже одержал победу, а в конце пути скажет им: "Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф 25:34) Итак, Е от М - это Евангелие Царства Небесного (см Царство Небесное), его борьбы и победы







































































Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ — см. ЕВАНГЕЛИЕ.

Поделиться:

Реклама