Евангелие От Марка - это...
I СМ ВСТУПИТ ЧАСТЬ СТАТЬИ "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ"
II ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА
1) в отличие от других Евангелий, Е от М, без вступления (к-рое могло бы повествовать о рождении и годах отрочества Иисуса или же содержать пролог), начинается непосредственно с Его деяний Точно так же строит свою проповедь и Петр (см ниже, II,3), говоря об Иисусе, Который был засвидет-вован от Бога "силами и чудесами и знамениями" (Деян 2:22) И читатель Е от М может воскликнуть вместе с теми, кто при-сутствовал при чуде Пятидесятницы: "Слышим о великих делах Божиих" (Деян 2:11);
2) АВТОР
Как название Е от М, так и предание приписывают авторство книги см Марку, о к-ром из Деяний апостолов известно, что он был "сотрудником" апостолов;
3) МЕСТО И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ
Живший в Иерусалиме Марк, очевидно, лично принимал участие в нек-рых событиях жизни Иисуса Христа, хотя и не входил в число учеников, постоянно Его сопровождавших, и поэтому не мог знать обо всем том, что происходило в Его окружении Поэтому исследователей всегда интересовал вопрос об источниках, из к-рых Марк черпал свои сведения Свидет-ва II в по РХ (Папий, Ириней, Климент Александрийский), как и более поздние, единогласно сходятся на том, что Марк записывал свое Евангелие со слов Петра Согл Клименту, а вслед за ним и Евсевию, Петр удостоверил правильность записанного и огласил Евангелие в церкви Сам Марк упоминает многие подробности тех событий, к-рые могли быть известны только очевидцу (см Мк 1:40; 2:1-4; 3:5; 5:4-6; 6:39,40; 7:34; 8:33; 10:21; 11:21; 14:66-72) Сравнение Е от М с другими Е также подтверждает участие Петра в его создании: в Е от М отсутствует все то, что в других Е сказано в похвалу Петру, но в то же время его ошибки здесь не замалчиваются Местом написания второго Е отцы Церкви называют Рим Там Марк по просьбе членов церкви записал то, что проповедовал ПетрМарк, согл 1Пет 5:13, действит был с Петром в Риме, поэтому нет оснований сомневаться в этом рассказе Отсюда следует, что написание Е от М относится ко времени пребывания Петра в Риме незадолго до его кончины, те к середине 60-х годов I в по РХ;
4) АДРЕСАТ
Е от М было, то, предназначено для Римской церкви Неизвестно, имело ли оно первоначально распространение за пределами этого круга Содержание книги показывает, что она предназначалась для христиан из язычников, тк в ней присутствуют сведения, к-рые были наиб актуальны именно для этой аудитории Так, в Е от М нет родословия Иисуса, фарисеи упоминаются редко, отсутствуют обличения в их адрес и тд С др стороны, здесь разъясняются нек-рые иуд обычаи (Мк 7:3,4; 14:12; 15:42) и арам слова (Мк 3:17; 5:41; 15:22) В греч языке Е от М часто ощущается лат влияние;
5) ПОДЛИННОСТЬ
Е от М в целом никогда не подвергалась сомнению со стороны серьезных исследователей Вопросы вызывала лишь концовка (Мк 16:9-20), поскольку в самых ранних и важнейших рукописях она отсутствовала В то же время, наличие этого отрывка подтверждается многими свидет-вами, нек-рые из к-рых восходят ко II в по РХ Концовка могла быть прибавлена к тексту позднее, или же, наоборот, в отдельных рукописях могла оказаться утраченной Нек-рые манускрипты содержат сокращ вариант концовки Не представляется также правдоподобным, чтобы Марк без серьезных причин (напр, из-за преследований) закончил свое Е указанием на еще не осуществленное (по сюжету повествования) поручение Иису-са женам-мироносицам, и уж тем более - словами: "И никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк 16:8) Множество различных теорий и до сего дня оставляет этот вопрос открытым
III СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
1) КОМПОЗИЦИЯ
Иоанн Креститель - "приготовляющий путь" (1:1-8)
Приготовление Иисуса к служению (1:9-13)
"Приблизилось Царствие Божие" (1:14,15)
I Собирание круга учеников (1:16 - 8:30)
А Призвание учеников (1:16 - 3:35):
1) призвание через слово и знамение (1:16 - 2:17);
2) служение учеников (2:18 - 3:35)
Б Наставления ученикам (4:1 - 6:30):
1) проповеди Иисуса (4:1-34);
2) деяния Иисуса (4:35 - 6:6);
3) деяния учеников (6:7-30)
В Утверждение учеников в вере (6:31 - 8:30):
1) деяния Иисуса (6:31-56);
2) проповеди Иисуса (7:1-23);
3) готовность учеников к исповеданию (7:24 - 8:30)
II Борьба и победа (8:31 - 16:20)
А Духовный рост учеников (8:31 - 10:52):
1) следование за Иисусом и вера (8:31 - 9:29);
2)мера истинного величия (9:30 - 10:31);
3)путь служения (10:32-52)
Б Приготовление к борьбе (11:1 - 13:37):
1) вторжение во вражеский стан (11:1-26);
2) разделение позиций (11:27 - 12:34);
3) наступление Иисуса (12:35 - 13:2);
4) указания к последней битве (13:3-37)
В Страдания (14:1 - 16:20):
1)путь послушания (14:1-42);
2) торжество тьмы (14:43 - 15:47);
3) Победитель тьмы (16:1-20)
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Чтобы понять Е от М, следует обратиться к личности Петра - вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий Он пишет: "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия" (2Пет 1:16) Благовещение Петра - это свидет-во о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому "покорились Ангелы и власти и силы" (1Пет 3:22) и посредством силы Которого "даровано нам все потребное для жизни и благочестия" (2Пет 1:3) см Царство Божие, о к-ром в первую очередь повествует Е от М (Мк 1:14,15), - это Царство, являющееся не в слове, а в силе (1Кор 4:20) Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, к-рая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр неполнота человеч бытия восполняется силой Божьей Здесь ничто не может быть исключением Разнообразные болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом (Мк 2:5) и смертью (Мк 5:42), - все преодолевается Христом Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, - Святым Божьим (Мк 1:24), Сыном Божьим (Мк 5:7) Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся (Мк 3:10) Однако в Е от М показана и другая сторона явления - неверие, препятствующее действию силы Божьей (Мк 6:5,6), и отвержение веры нек-рыми в Иудее Но об этом упоминается вскользь, тк вопрос об Израиле играет в Е от М подчиненную роль Основополагающие слова Крестителя, относящиеся к этой теме (Мф 3:7-12; Лк 3:7-9), отсутствуют в Е от М, как и диспуты Иисуса с фарисеями (Мф 23) Подчеркивается только мысль о непобедимости и славе Царства Божьего, к познанию к-рого должны быть приведены также и ученики Иисуса Одна из особенностей Е от М - частое употребление слова "тотчас" Время Иисуса не безгранично: час Его смерти уже предопределен Богом Поэтому Он спешит совершить все, что Ему предназначено Деяниям Его учеников также поставлены временн е границы; всё стремится к своему завершению В Е от М - "книге деяний Иисуса" - теме последних событий человеч истории уделено необычайно много внимания (Мк 13) В этом также можно увидеть указание на участие Петра в создании книги (см 1Пет 4:7-19; 2Пет 3:1-14) Важнейший эпизод Е от М - исповедание Петра в Кесарии Филипповой, где Петр восклицает: "Ты - Христос" (Мк 8:27-30) Это исповедание - кульминация Е от М, его теологич вершина В первой части второго Е центром являются чудеса, к-рые творит Иисус, во второй же основной акцент переносится на воспитание учеников Тайна личности Иисуса беспрерывно обсуждается на страницах этой книги, а в конце ее внимание сосредоточивается на тайне Его страданий Кесария Филиппова выступает в Е от М и как поворотный пункт в географич смысле Достигнув сев предела Своего земного пути, Иисус с этого момента направляется на юг, к Иерусалиму - к Своим страданиям и смерти
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: