Евагрий Понтийский - это...

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (Evagrios o Pontikos; 346—399) — христианский богослов (см. Христианство, Богословие) ранневизантийский церковный писатель мистико-аскетического направления (см. Мистика, Аскетизм). Е. П. был сыном пресвитера в г. Ибор. Василий Великий сделал его чтецом, Григорий Назианзин рукоположил в диакона. Е. П. выступал как проповедник (см. Проповедь) в Константинополе, откуда ок. 385 уехал в Иерусалим (см. Йерушалаим), затем — в Нитрийскую пустыню в Египте, где жил среди монахов и зарабатывал средства к жизни переписыванием книг. Он был первым христианским монахом, который развил широкую литературную деятельность. Все произведения Е. П. касаются в основном проблем монашества и аскетизма; при этом он стремится дать аскетизму философское обоснование. Большое влияние на Е. П. оказал Ориген, за близость к неортодоксальным идеям которого его осудил Пятый Вселенский Собор в 553 (см. Вселенские Соборы). Из-за этого многие сочинения Е. П. сохранились не в оригинале (на греческом), а в латинских, сирийских (восточноарамейских), армянских переводах; его оригинальные тексты часто фигурировали под чужими именами. Однако и это не могло устранить большое влияние Е. П. на византийскую аскетическую литературу. С. С. Аверинцев отмечает, что именно с ним было связано изменение отношения христианской культуры к труду переписчика и чтеца книги, и обнаруживает у Е. П. общее с ессеями, членами Кумранской общины (см. Кумранские свитки), отношение к письму и Св. Писанию (см.; см. также Библия): "Историограф египетского монашества Палладий замечает о знаменитом Евагрии: "он преизящно писал оксиринхским пошибом" (оксиринхский рукописный шрифт — от названия египетского города Оксиринх. — Ред.). ...Переписывание книг... было в античном мире "низким" трудом, презренным занятием для рабов; но в глазах Палладия оно возвысилось настолько, что такого видного теолога, как Евагрий, ничуть не стыдно и не смешно похвалить за его каллиграфическое искусство. ....В истории античной культуры у Евагрия-переписчика нет предшественников: вспомним, с каким безразличием относился к записи собственных сочинений Плотин (см. — Ред.) ...Пожалуй, предшественников Евагрия можно искать среди египетских "священнокнижников"... С еще большей уверенностью предшественниками Евагрия можно назвать кумранских ессеев, прилежно переписывавших священные книги. У Евагрия общее с ессеями отношение к письму, потому что у него общее с ними отношение к Писанию; первое обусловлено вторым". Продолжая мысль Аверинцева, можно сказать, что в конечном итоге предшественником Е. П. в исторической ретроспективе окажется книжник и переписчик (софэр) Эзра, или Ездра, отредактировавший и канонизировавший Тору, или Пятикнижие Моисеево, а также вся иудейская традиция (см. Иудаизм) переписывания и чтения вслух Св. Писания. Роль Е. П. велика в выработке у христиан особого отношения к священному тексту, поэтому велико количество его последователей. "К ним принадлежат средневековые иерархи, настоятели монастырей (см. — Ред.), мыслители и писатели, в благочестивом усердии бравшие на себя труд переписчика [вплоть до Сергия Радонежского (см. — Ред.) и Нила Сорского (см. — Ред.) на Руси и Фомы Кемпийского (см. — Ред.) на Западе]. К ним принадлежат работники средневековых скрипториев, которых поучал Алкуин (см. — Ред.): "...Пусть берегутся они предерзко вносить добавленья, // Дерзкой небрежностью пусть не погрешает рука; // Верную рукопись пусть поищут себе поприлежней, // Где по неложной тропе шло неизменно перо, // Точкою или запятой пусть смысл пояснят без ошибки, // Знак препинанья любой ставят на месте своем, // Чтобы чтецу не пришлось сбиваться иль смолкнуть нежданно, // Братье читая честной или толпе прихожан..." В стихах Алкуина возникает, как мы видим, не только фигура писца, но также не менее важная фигура чтеца — человека, читающего книгу вслух другим людям. И его труд получает в христианскую эпоху более почетный статус. Прежде "чтецом" (по-гречески "анагностом") называли, как правило, раба, занимающего господ своим чтением на пиру или в иной обстановке. Теперь это самое слово становится обозначением одной из низших ступеней посвящения церковнослужителей" (С. С. Аверинцев).


Поделиться:

Реклама