Эстер - это...

ЭСТЕР, Эсфирь, Есфирь — героиня одноименной книги в канонической еврейской Библии, или Танахе, вошедшая также в состав Ветхого Завета христианской Библии. В Танахе Книга Э. расположена в третьем разделе канона — Кетувим (Писания), среди пяти свитков — Мегиллот, имеющих важное богослужебное значение в иудейской традиции. В Ветхом Завете Книга Есфирь расположена после Книги Неемии — как завершение т. н. исторических книг Библии. Книга Э. — одна из самых поздних книг, вошедших в состав Танаха (так, о ней не упоминает Йеѓошуа бен Сира — Иисус, сын Сирахов, в своей Премудрости систематизирующий и цитирующий практически все книги, вошедшие к тому времени в канон или имевшие широкое хождение). Исследователи датируют Книгу Э. серединой 2 в. до н. э.

В драматическую, полную потрясений эпоху в древнееврейской истории — эпоху насильственной эллинизации и гонений на веру со стороны Антиоха IV Эпифана — древнееврейская литература стремилась создать героические образцы самоотверженности духа, готовности пожертвовать собой за свой народ. Одним из таких произведений и является Книга Э. — одна из самых излюбленных еврейским народным сознанием книг Танаха, ибо она говорила о трудностях существования народа в диаспоре, об угрозе гибели и чудесном спасении, она несла утешение и надежду в годы беспросветного галутного существования в гетто и за чертой оседлости.

Книга Э. — единственная книга Танаха, в которой ни разу не упомянуто имя Бога, хотя мыслью о Нем пронизан весь текст. Это, вероятно, косвенно подтверждает, что перед нами книга, не создававшаяся в чисто богослужебных целях, а скорее, прекрасное литературное произведение, написанное живым, красочным языком, захватывающее напряженно-драматическим сюжетом. Автор мастерски строит рассказ, вводя новые сюжетные линии очень органично, умело сплавляя повествование в единое целое.

Выдающийся еврейский религиозный мыслитель 20 в. рабби Й. Д. Соловейчик посвятил Книге Э. две работы — "Сущность Мегиллат Эстер" и "Уроки выживания". В частности, в последней он указывал на четыре урока, которые должны извлечь евреи из событий, описанных в книге: "Во-первых, наша вера в человека не должна закрывать нам глаза на существование в нем демонического начала; на вопрос — может ли это произойти здесь? — мы обязаны отвечать трезво, а не наивно. Во-вторых, любой поворот, любое значительное историческое движение или событие могут таить в себе зловещие последствия для всех евреев. И последнее: всякий раз, когда еврейскому народу грозит полное уничтожение, за него вступается Бог". Это писалось в эпоху нацизма в Европе и сталинских лагерей в России: "В нашем поколении Амалек с очевидностю воплотился в Гитлере и Сталине. Евреи в Германии, даже уже находясь в концентрационных лагерях, отказывались верить слухам о массовых расправах вплоть до того момента, когда было уже поздно. В коммунистической России многие евреи продолжали поддерживать Сталина, несмотря на то, что он уже показал себя тираном и антисемитом. ...сам факт существования Мордехая пробуждает в Амане зверя. Аман выразил свою безудержную ненависть следующими словами: "Но всего этого [возвеличения] не довольно для меня, пока я вижу Мордехая-Еврея, сидящего у ворот царя" (Эстер 5:13). ...в Шушане старец Мордехай и его молодая племянница Эстер должны были сначала подготовить в себе ощущение полной личной ответственности и выработать стратегию, которой следовало придерживаться, и лишь после этого процесс геулы (избавления) мог начать разворачиваться. Во все времена для того, чтобы евреи могли выжить, критически важно, чтобы они живо хранили в памяти эти четыре урока. В то самое время, когда мы призываем на помощь всю нашу человеческую изобретательность для борьбы с надвигающейся физической опасностью, мы непоколебимо верим, что заступничество Всевышнего сокрушит злобные замыслы Амана. Окончательная победа за Ним, а значит, и за нами".

Ежегодно отмечаемый в иудейской традиции праздник Пурим (от мн. числа слова "пур" — "жребий") напоминает о легендарных событиях, описанных в Книге Э., и о спасении, которое пришло 14 Адара. Пост накануне праздника по-прежнему носит название "пост Э.". Внутренне очень драматургичная, Книга Э. дала толчок к возникновению (уже в эпоху Средневековья) еврейского театра: в праздник Пурим разыгрывались т. н. пуримшпили — веселые сценки с неизменными персонажами — глупым царем Ахашверошем, мудрым и праведным Мордехаем, злобным и нечестивым Аманом и красавицей Э. Но главная заповедь этого праздника — синагогальное чтение Мегиллат Э. — "свитка Э." (см. Пурим).

Образ Э. навсегда вошел в европейское искусство и вдохновлял Микеланджело, Тинторетто, Рембрандта, Паоло Веронезе, Рубенса, Лопе де Вегу, Ж. Расина, Р. М. Рильке и многих других европейских художников и писателей. Повесть-притча говорит о необходимости для каждого быть готовым к решающему часу своей жизни, к открытию своего предназначения, к самой трудной победе — над самим собой.

См. также Пурим.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама