Ерма - это...
ЕРМА, Герма (греч., вероятно, от имени греч. бога Гермеса; в русском Синод. переводе [см.] — Ерм) — христианин, живший в Риме в конце 1 в. и упомянутый апостолом Павлом в Послании к Римлянам (Рим 16:14; см. Послания, Новый Завет) в числе других членов местной общины, в т. ч. Ермия.
В христианской традиции с именем Е. связывается знаменитое раннехристианское сочинение на греческом языке "Пастырь", фигурирующее также под названиями "Пастырь Е.", бывшее столь популярным, что его едва не включили в канон Нового Завета. На авторство Е. указывали Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, однако, скорее всего, "Пастырь" — случай псевдоэпиграфики (см. Псевдоэпиграфы); исследователи датируют текст предположительно первой половиной 2 в. и полагают, что его написал некий мирянин, которого также звали Е. и который жил в Риме во 2 в. Традиционно Е. относится к апостольским мужам — церковным писателям, которые были или считались учениками апостолов. В самом произведении о Е. сообщается, что он жил в Риме во времена Папы Климента (ум. 101), поначалу был богат (вероятно, занимался торговлей), вел не очень праведный образ жизни и был за это наказан потерей богатства, различными бедствиями, обращением в рабство. После того как он стал размышлять о причинах этих бедствий, ему явился ангел в образе пастуха (пастыря) и явил Откровение в форме "видений", а также дал житейские поучения и наставления.
Таким образом, "Пастырь" Е. представляет собой по форме апокалиптическое произведение (см. Апокалипсис, Апокалиптика), теснейшим образом связанное, прежде всего, с позднеиудейским апокалипсисом, известным как 3-я Книга Ездры, дошедшая на латинском языке и включенная в канон православной Библии (см. Православие, Библия) в качестве второканонической книги (см. Второканонические книги). Тем не менее "Пастырь" контрастирует с суровым тоном и стилем канонических апокалипсисов — как иудейской Книги Даниэля (см. Даниэль), так и христианского Апокалипсиса Иоанна Богослова (см. Апокалипсис, Иоанн Богослов, Новый Завет). Произведение отличается буколической атмосферой, мягко преподнесенной назидательностью, сублимированной эротикой; в нем соединяются жанровые элементы "видений", берущие начало в пророческих книгах (см. Пророков Книги), особенно в Книге пророка Иезекииля (см. Йехезкель), назидательной притчи (см. Притча) и античной буколики (пасторали). В начале книги рассказывается о плотском чувстве раба Е. к своей госпоже, в которую он влюблен на расстоянии. Затем в явленных Е. видениях он получает упреки за низменные чувства, и постепенно последние сменяются любовью к Добродетели и Церкви. По мысли С. С. Аверинцева, "эта сублимированная эротика — своего рода христианская параллель к "Пиру" Платона — сочетается с необычной мягкостью и улыбчивостью настроения; трудно подыскать больший контраст к суровости Апокалипсиса. Персонажи видений Гермы, даже браня его за прегрешения, торопятся утешить его шуткой, как огорченного ребенка: их внушения спокойны и благостны: "Возлюби простоту, стань бесхитростным и уподобься младенцам, еще не понимающим порока" (27:1). Попав на лоно природы, Герма, как истинный горожанин, впадает в умиленный восторг (3:1). Все это в сочетании с верой, что для человека не так трудно стать добрым и чистым — стоит только захотеть, — создает своего рода буколическую атмосферу, к которой хорошо подходит "пастушеское" заглавие".
"Пастырь" Е. дошел в пяти редакциях (помимо греческого оригинала, в переводах на латинский и эфиопский языки) и оказал большое влияние на развитие средневекового жанра "видений". Как отмечает Аверинцев, "те его поздние образцы, в которых он достиг предельной вершины — "Vita nova" и "Божественная Комедия" Данте, — имеют некоторые общие черты с простодушным сочинением Гермы".
Г. В. Синило
Поделиться: