Ересь - это...

ЕРЕСЬ (греч. "выбор", "избранный образ мыслей") — исповедывание религиозных идей, противоречащих догматике данной религии и мнению общепризнанных в ней авторитетов. Термин "Е." непосредственно родился применительно к христианству, но, по сути, он имеет отношение ко всем трем теистическим религиям (см. Теизм), базирующимся на Библии и библейских смыслах, — к иудаизму, христианству, исламу. В самой Библии нет специального термина для обозначения Е. и еретиков; как некий прототип инспирирующего Е. может рассматриваться лжепророк или "сновидец", говорящий "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали" (Втор 13:2). Скорее же, речь идет здесь об отступничестве, что не тождественно Е., поскольку еретик не отвергает данной религии, но считает себя чаще всего самым верным ее адептом. В этом смысле понятие "Е.", хотя и не оформленное еще терминологически, появилось в сложную эпоху внутренних споров и размежеваний в иудаизме в 1 в., в эпоху становления христианства. Возможно, талмудический термин (см. Талмуд) миним, который можно перевести как "еретики", относится к иудеохристианам. В целом же определение Е. в иудаизме затруднено отсутствием в нем официальной догматики, строгой иерархичности, единой центральной инстанции, обладающей общепризнанным авторитетом в религиозных вопросах. Тем не менее есть секты и учения, признанные в иудаизме Е. (см. ниже).

Таким образом, понятие "Е." наиболее четко кристаллизуется в христианской традиции, начиная с самых ранних этапов ее развития. В христианской церковной догматике Е. — сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем — выделение из состава Церкви какой-либо новой организации. Согласно Н. И. Барсову, Е. нужно отличать: 1) от раскола, который также означает обособление от состава церковного общества верующих, но вследствие неподчинения данному иерархическому авторитету по разногласию, действительному или мнимому, в обрядовом учении; 2) от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, произошедших вследствие того, что тот или другой вопрос самой Церковью не был в данное время предусмотрен и решен. Такие мнения встречаются нередко, притом у многих авторитетных учителей и даже Отцов Церкви (например, у Дионисия Александрийского и особенно у Оригена — см.) в первые три века христианства, когда имела место большая свобода мнений в области богословия, а истины церковного учения не были еще сформулированы в символах и подробных вероизложениях Вселенских и поместных Соборов. Источниками Е. обыкновенно было: во-первых, нежелание иудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма, принявших христианство, окончательно расстаться со своим прежним религиозным и философским мировоззрением и стремление скомпилировать в одно целое старые доктрины с новыми христианскими. Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство Е. Вардесана, монтанизм, мессалианство и многие иные секты, в несколько изменившемся виде существовавшие даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы [см.] и др.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты, с которыми боролись еще апостолы и Отцы Церкви 2 и 3 вв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлеченные доктрины христианства (учение о Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили свое начало рационалистические Е. 3 и 4 вв. (монархиане, субординационисты и т. д.). Во-вторых, стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским миросозерцанием античного мира, обосновать его философскими и диалектическими методами последнего. В-третьих, самобытное богословствование христианских учителей на основании Св. Писания (см. Библия) и чистых начал разума, лишенное узаконенных Церковью руководящих начал — церковного предания и общего голоса Вселенской Церкви. Отсутствие этих начал, при самомнении и самоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения Церкви. Кроме указанных трех категорий учений — Е., расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, вне состава символического, общеобязательного для всех христиан учения Церкви находятся еще т. н. частные или личные мнения церковных учителей и Отцов Церкви о разных детальных вопросах христианского учения, которые Церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает, предоставляя их благочестивой пытливости верующих (таковы, например, некоторые мнения Евсевия Кесарийского [см.], Григория Нисского [см.] и др.).

Свободомыслие отдельных Е. доходило до признания вечности и несотворенности Богом материи (Давид Динанский), извечности мира (Феодосий Косой), до отрицания учения о Троице, Иисусе Христе, Спасении, святости Церкви. Церковь и государственные власти жестоко преследовали приверженцев Е., их осуждали на Вселенских Соборах, отлучали от Церкви, уничтожали.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(древнегреч. учение), теологическая доктрина или система, которую церковные власти признают ложной. Ересь существует повсюду, где есть ортодоксальная традиция, претендующая на непререкаемый авторитет. Все еретические вероучения можно условно подразделить на «религиозные» и «...
Библейская энциклопедия
Ересь (от греч. слова eresis: отделение, разделение, секта) (Деян. V, 17, II Пет. II, 1, Тит. III, 10) — по учению Православной Церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине: таково, напр., было ложное учение Ария, который...
Философский словарь
(греч. hairesis - предпочтение или выбор) - в первоначальном смысле это ошибка в вопросах веры, обнаружившаяся в чьем-либо мнении или учении, появившемся внутри Церкви; в строгом смысле слова "ересью, т.е. учением, противоречащим основам христианства, является доктрина,...
Философский словарь
по [6] - учение, отклоняющееся от официальной доктрины в вопросах догматики, культа, организации. Слово произошло от глагола, который первоначально имел смысл “взять рукой", а затем стал означать "выбрать лично".
Философский словарь
особая школа, сознательно отклоняющаяся от официальных канонов и догматов. Господствующая церковь осуждает ересь, определяя ее как ложное вероучение. Нередко из ересей возникали новые конфессии и церкви. следует отличать от раскола, а также от непреднамеренных ошибок в...

Поделиться:

Реклама