Ересь - это...
ЕРЕСЬ (греч. "выбор", "избранный образ мыслей") — исповедывание религиозных идей, противоречащих догматике данной религии и мнению общепризнанных в ней авторитетов. Термин "Е." непосредственно родился применительно к христианству, но, по сути, он имеет отношение ко всем трем теистическим религиям (см. Теизм), базирующимся на Библии и библейских смыслах, — к иудаизму, христианству, исламу. В самой Библии нет специального термина для обозначения Е. и еретиков; как некий прототип инспирирующего Е. может рассматриваться лжепророк или "сновидец", говорящий "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали" (Втор 13:2). Скорее же, речь идет здесь об отступничестве, что не тождественно Е., поскольку еретик не отвергает данной религии, но считает себя чаще всего самым верным ее адептом. В этом смысле понятие "Е.", хотя и не оформленное еще терминологически, появилось в сложную эпоху внутренних споров и размежеваний в иудаизме в 1 в., в эпоху становления христианства. Возможно, талмудический термин (см. Талмуд) миним, который можно перевести как "еретики", относится к иудеохристианам. В целом же определение Е. в иудаизме затруднено отсутствием в нем официальной догматики, строгой иерархичности, единой центральной инстанции, обладающей общепризнанным авторитетом в религиозных вопросах. Тем не менее есть секты и учения, признанные в иудаизме Е. (см. ниже).
Таким образом, понятие "Е." наиболее четко кристаллизуется в христианской традиции, начиная с самых ранних этапов ее развития. В христианской церковной догматике Е. — сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем — выделение из состава Церкви какой-либо новой организации. Согласно Н. И. Барсову, Е. нужно отличать: 1) от раскола, который также означает обособление от состава церковного общества верующих, но вследствие неподчинения данному иерархическому авторитету по разногласию, действительному или мнимому, в обрядовом учении; 2) от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, произошедших вследствие того, что тот или другой вопрос самой Церковью не был в данное время предусмотрен и решен. Такие мнения встречаются нередко, притом у многих авторитетных учителей и даже Отцов Церкви (например, у Дионисия Александрийского и особенно у Оригена — см.) в первые три века христианства, когда имела место большая свобода мнений в области богословия, а истины церковного учения не были еще сформулированы в символах и подробных вероизложениях Вселенских и поместных Соборов. Источниками Е. обыкновенно было: во-первых, нежелание иудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма, принявших христианство, окончательно расстаться со своим прежним религиозным и философским мировоззрением и стремление скомпилировать в одно целое старые доктрины с новыми христианскими. Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство Е. Вардесана, монтанизм, мессалианство и многие иные секты, в несколько изменившемся виде существовавшие даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы [см.] и др.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты, с которыми боролись еще апостолы и Отцы Церкви 2 и 3 вв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлеченные доктрины христианства (учение о Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили свое начало рационалистические Е. 3 и 4 вв. (монархиане, субординационисты и т. д.). Во-вторых, стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским миросозерцанием античного мира, обосновать его философскими и диалектическими методами последнего. В-третьих, самобытное богословствование христианских учителей на основании Св. Писания (см. Библия) и чистых начал разума, лишенное узаконенных Церковью руководящих начал — церковного предания и общего голоса Вселенской Церкви. Отсутствие этих начал, при самомнении и самоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения Церкви. Кроме указанных трех категорий учений — Е., расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, вне состава символического, общеобязательного для всех христиан учения Церкви находятся еще т. н. частные или личные мнения церковных учителей и Отцов Церкви о разных детальных вопросах христианского учения, которые Церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает, предоставляя их благочестивой пытливости верующих (таковы, например, некоторые мнения Евсевия Кесарийского [см.], Григория Нисского [см.] и др.).
Свободомыслие отдельных Е. доходило до признания вечности и несотворенности Богом материи (Давид Динанский), извечности мира (Феодосий Косой), до отрицания учения о Троице, Иисусе Христе, Спасении, святости Церкви. Церковь и государственные власти жестоко преследовали приверженцев Е., их осуждали на Вселенских Соборах, отлучали от Церкви, уничтожали.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: