Епифаний Кипрский - это...

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (Epiphanios; 367—403) — христианский (православный) церковный деятель, известный ересеолог (см. Ересь). Согласно данным Н. И. Барсова, Е. К. был финикийцем по происхождению, воспитывался и получал образование в доме богатого еврея в Палестине (см. Земля Обетованная, Эрец-Йисраэль), принял иудаизм (см.; см. также Гер, Гиюр). Однако после смерти своего воспитателя Е. К. обратился в христианство, раздал полученное наследство бедным и уехал в Египет, где жил среди монахов. Возвратившись в Святую Землю, стал учеником аввы Илариона Великого. Вел аскетический образ жизни (см. Аскетизм) в пустыне, где едва не был убит бедуинами. Проповедовал Евангелие зороастрийцам-парсам (см. Зороастризм), затем поселился на о. Кипр, где в 367 стал епископом Саламина и 36 лет возглавлял Кипрскую Церковь, снискав известность своим благочестием и благотворительностью. Е. К. подолгу жил в тех местностях, которые в первые века развития христианства были центрами различных ересей, общался с представителями различных сект, особенно гностических (см. Гностицизм), принял активное участие в борьбе Церкви с ересью ариан. Обличению ересей, которому способствовали широкое знание языков (греческий, иврит, сирийский, или восточноарамейский, коптский, латинский) и — как следствие — возможность читать еретические произведения, посвящены два сочинения Е. К.: 1) "Анкорат" ("Якорь"), который направлен против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов и в котором раскрывается подход православия к учению о Троице (см.; см. также Тринитаризм), воплощении, воскресении мертвых и грядущей жизни; 2) "Панарий" ("Аптека", или "Аптечка"), в котором описываются и опровергаются 20 дохристианских ересей и 80 христианских. Вместе с тем Н. И. Барсов отмечает у Е. К. большое количество неточностей и ошибок в его сочинениях, особенно по отношению к Оригену.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама