Элогим - это...
ЭЛОЃИМ, Элоим — наиболее распространенное, наряду с Тетраграмматоном, именование Единого Бога в Танахе, или Библии иудаизма, вошедшей в состав христианской Библии. Это слово, представляющее собой мн. число от иврит. Элоах и условно могущее быть переведенным как "могущества", встречается в Библии применительно к Богу Израиля 2 тыс. раз, иногда с определенным артиклем: ѓа-Э. ("этот Бог", "истинный Бог"). Формально слово "Э". может быть переведено как "боги", но везде библейским текстом понимается как форма единственного числа и употребляется с глаголом в единственном числе. Например: Берешит бара Элоѓим... ("В начале сотворил Бог..." — Быт 1:1). Возможно, именование "Э." запечатлело сам процесс формирования монготеистического сознания, признание, что все "силы", или "могущества" (см. Эль) соединены в Едином Боге. В теологии и науке именование "Э." получило определение "множественное величество" — форма почтительного, вежливого обращения к Богу. На русский язык традиционно переводится словом "Бог". Весьма часто Э. предстает в соединении с предшествующим Тетраграмматоном: YHWH-Э., что произносится в еврейской традиции как Адонай-Э. и переводится на русский язык как "Господь Бог". Так как в определенных фрагментах Торы, или Пятикнижия Моисеева, употребляется только именование "Э.", а в других — только Тетраграмматон, возникло представление о разных источниках и разных авторах этих текстов — Элогисте и Ягвисте; см. также Тора.
В еврейской религиозной традиции именование Э. понимается как выражение особой творческой потенции Бога, Его созидательной мощи. Когда речь идет о Боге как о Творце мироздания, Он выступает как Э. Кроме того, это имя символизирует полноту проявления Бога в природе, а также полноту Его справедливого суда. При произнесении в иудейской традиции Э. почтительно заменяется на Элоким. Один из крупнейших еврейских религиозных мыслителей 20 в. рабби Й.-Д. Соловейчик пишет: "Элоким выражает Бога как конструктора мира и как источник питающей его энергии, Иудаизм всегда подчеркивал необыкновенную значимость Откровения и идею, согласно которой каждый атрибут Творца может открыться человеку. Человек может повстречать Элокима везде, где он открывает для себя красоту и жизнь. В каждой капле воды, в каждом цветке, в каждой травинке можно найти Элокима" ("Община Завета"). Эту мысль развивает современный комментатор П. Полонский: "Всюду, где мы видим гармонию, основанную на законах природы, где мы видим красоту окружающего мира, мы видим проявление Всевышнего в категории Элоким. В каком-то (очень неточном) смысле Элоким является проявлением Бога в категории "душа мироздания", т. е. уровня, ответственного за естественный порядок вещей. Элоким, будучи Именем, символизирующим Мировой порядок, является нам также как Имя проявления Закона, а Закон естественно связан с порядком. ...Один и тот же Божественный Закон и управляет материальным миром, и устанавливает для нас моральные обязательства. Элоким — это также Божественное Имя Суда, ибо приведение Закона в действие и есть Суд. Итак, Элоким — это Имя Божественности, проявляющейся в Законе, Порядке и Суде" ("Две истории сотворения мира"). См. также Танах.
Г. В. Синило
Поделиться: