Елисавета - это...
ЕЛИСАВЕТА (иврит. "Бог мой — клятва", в значении "клятва, данная Богу") — в христианской традиции (см. Христианство) — жена священника (см. Коѓэн) Захарии, служившего в Иерусалимском Храме (см. Храм), и мать Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи. Е. — героиня новозаветной (см. Новый Завет) истории, рассказанной в Евангелии от Луки. Е., как и ее муж, была из рода Первосвященника Аарона. Текст Евангелия подчеркивает особую праведность Е. и ее мужа: "Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Лук 1:6; здесь и далее — Синод. перевод). Е. была бесплодна, к тому же они с мужем уже были в преклонных летах и потеряли всякую надежду иметь ребенка. Но однажды архангел Гавриил (см. Гавриэль), явившийся Захарии в Храме, где тот совершал богослужение, возвещает ему о рождении у него и Е. сына, с которым связано особое предназначение — быть Предтечей истинного Мессии (см., см. также Иисус Христос, Машиах) и готовить людей к Его приходу, очищать их от грехов. За свое сомнение в возможности появления у него сына Захария наказан немотой до самого рождения младенца. Зачав ребенка, Е. пять месяцев никому не говорила о своей беременности, повторяя про себя: "Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми" (Лук 1:25). Эти слова еще раз подтверждают, что для древнего иудейского сознания невозможность рождения женщиной ребенка воспринималась как позор, как Божья немилость; так же мучались своей неспособностью родить наследника ветхозаветные (см. Ветхий Завет, Танах, Тора) Сарра (см. Сара), Ревекка (см. Ривка), Рахиль (Рахель). В истории Е. повторяется известная парадигматическая схема: рождение провиденциального (см. Провидение, Ѓанѓаха, Ѓашгаха пратит) младенца от бесплодных и престарелых родителей. Беременность для Е. — великое счастье, и поэтому она молчит, боясь "сглазить" ее.
На шестом месяце беременности Е. благую весть (см. Благовещение) о рождении еще одного совершенно особого провиденциального Младенца — Сына Божьего (см. Иисус Христос, Троица) получает ее родственница — Дева Мария, обрученная Иосифу (см. Иосиф Обручник) из рода Давида. В подтверждение возможности чудесного непорочного зачатия от Духа Святого (см.; см. также Троица), всемогущества Бога и всесилия Его слова, Ангел Господень (все тот же Гавриил) приводит в пример Марии Е.: "Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц; // Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лук 1:36—37). После этого Мария решила навестить Е. и отправилась из Галилеи (северная часть территории бывшего единого Израильского царства) в Иудею. Когда она вошла в дом Е. и Захарии и поприветствовала Е., та почувствовала особое движение младенца в своей утробе навстречу тому Младенцу, Который таился во чреве Марии, и поняла, что перед ней — мать Мессии: "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, // И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! // И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? // Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем; // И блаженна Уверовавшая, потому что свершится сказанное Ей от Господа" (Лук 1:41—45). После этого у Е. рождается сын, и все родственники и соседи радуются за нее: "И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею" (Лук 1:58). На восьмой день (через сакральную седмицу) родственники и соседи приходят в дом Захарии и Е., чтобы присутствовать при обрезании младенца, как и положено по иудейскому обычаю (см. Иудаизм). Согласно последнему, и до сих пор принято в день обрезания нарекать имя сыну. Родственники хотят назвать ребенка именем отца, но "на это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном" (Лук 1:60). Это еще раз подчеркивает великую духовную проницательность, дарованную Е. Вслед за ее словами Захария требует дощечку для письма и пишет на ней: "Иоанн имя ему" (Лук 1:63), после чего вновь обретает дар речи.
В конце евангельского рассказа о рождении Иоанна Крестителя сказано: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю" (Лук 1:80). Это, а также евангельский рассказ о преследованиях Девы Марии и младенца Иисуса (см. подробнее Мария, Ирод) становится источником легенд, складывающихся в Византии и получающих широкое хождение в христианской Европе эпохи Средневековья, о том, что Е. с младенцем Иоанном пришлось скрываться в пустыне от подручных Ирода. Е. и сына спасает от преследователей скала, чудесным образом расступившаяся перед ними, а затем сомкнувшаяся.
Сюжет о встрече Е. и Девы Марии стал каноническим в христианской живописи и часто использовался в алтарной росписи, изображающей сцены из жизни Богоматери. См. также Захария.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: