Эйн-Соф - это...

ЭЙН-СОФ (иврит. "Бесконечный", "Безграничный") — в мистике иудаизма — в Каббале — одно из важнейших понятий, обозначающих трансцендентного Бога в Себе, в Его чистой сущности, вне Его связи с сотвореннным миром. Э.-С. абсолютно непознаваем и сокровенен, поэтому не существует имени для обозначения Его собственной сущности: каждое имя, которым именуют Бога, относится только к одному из Его атрибутов, через которые Он открывает Себя Своим творениям или которые приписывают Ему. Поэтому, желая быть максимально точными в именовании Бога, каббалисты воздерживались от употребления Его Имен, содержащихся в Танахе и Талмуде, — таких, как Тетраграмматон, Элоѓим, ѓа-Кадош барух ѓу (Святой, благословен Он) и др., ибо в них идет речь только о манифестациях Бога, но не о Его внутренней сущности.

Термин "Э.-С." возник после 1200, как предполагают, в кругу Йицхака Сагги Наѓора, или Йицхака Слепого, и его учеников. Истоки термина усматривают в выражениях, подчеркивающих бесконечное (ад ле-эйн соф) величие Бога, а также свойство всеобъемлющей Божественной мысли, для которой нет границ. Некоторые каббалисты обозначали как "Э.-С." также сфиру (см. Сфирот) Кетер, или Кетер Эльон, — первый продукт эманации Бога, абсолютно сокрытый для человека. Однако более общепринятым в Каббале является употребление термина "Э.-С." для различения между Абсолютом и эманировавшими из Него сфирот. В таком качестве он фигурирует в главной книге еврейской (см. Еврей) Каббалы — Зоѓар, причем всего несколько раз и как имя собственное. В широкое употребление среди каббалистов термин входит после 1300. См. также Зоѓар, Сфирот.


Поделиться:

Реклама