Египет - это...
НАЗВАНИЕ (евр Мицраим(Быт 10:6))
В остальных случаях название этой страны передается в Синод пер Библии как Е Слово "мицраим" представляет собой форму двойств числа (служ в евр яз для обозначения парных понятий, как, напр, глаза), в этом можно видеть указание на две части страны: Верхний и Нижний Е Но слово "мицраим" употребляется и как обозначение только Нижнего Е, в Ис 11:11 и Иер 44:15 непосредств за ним следует название Патрос (Пафрос), те Верхний Е (ср Иез 30:14,16) Сами египтяне называли свою страну Кемет ("черная"), по темному цвету пахотной земли, резко отличающейся от светлой земли пустынь Совр название Е происходит от греч айгюптос, этимология к-рого точно не установлена Возм, речь идет об одном из обозначений Мемфиса (Хи-ку-птах?), др-егип столицы на левом берегу Нила выше Каира
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Собственно Е - это страна, через к-рую протекает Нил Е расположен в зоне жаркого, засушливого климата Уровень осадков в Александрии едва составляет 190 мм в год, в Каире - 300 мм, а в Асуане дождей практич не бывает Древний Е представлял собой вытянутый в длину оазис - от зап долины Нила простирается Сахара (Ливийская пустыня), равнинная пустыня с каменистыми возвышенностями и песчаными дюнами Вдоль Нильской долины расположены многочисл оазисы На востоке, между долиной Нила и Красным морем, простирается Аравийская пустыня Там границей страны служил Вади-эль-Ариш (поток Египетский - Чис 34:5; Нав 15:4; Ис 27:12; 3Цар 8:65 - в Синод пер - "река Египетская") На юге Е граничил с Нубией, эта граница проходила на уровне первого Нильского порога около Сиены Когда Иезекииль предсказывает, что Е превратится в пустыню от Мигдола до Сиены на границе с Эфиопией (Иез 29:10; 30:6), то этим он обозначает наибольшую протяженность страны с севера на юг Первонач Средиземное море доходило до областей, располож сев Каира Приносимые рекой отложения создали Нильскую дельту и отодвинули побережье к северу Географически Е делится на долину Нила и его дельту, политически - на Верхний и Нижний Е Река см Нил - жизненная артерия Е, жизнь к-рого всецело зависит от нее Поэтому греки (Геродот) называют Е "даром Нила" Без Нила эта страна превратилась бы в пустыню (Ис 19:5-9) С гор на востоке, находящихся между долиной Нила и Красным морем, египтяне доставляли темный камень для саркофагов (напр, порфир) В известняковых пещерах на зап берегу добывали прекрасный алебастр С Синайского полуо-ва среди проч поступали медь и малахит Во время разливов Нил приносит плодородный ил, ежегодно обогащая им почву На этой плодородной земле уже в древности возделывались пашни и сады Во время странствования по пустыне израильтяне с тоской вспоминали об огурцах, дынях, репчатом луке и чесноке Е (Чис 11:5) Наиб типичными для Е зерновыми культурами были ячмень и пшеница(Исх 9:31 и след), из егип льна ткали тонкое полотно (Ис 27:7) Контраст между густонасел долиной Нила и приграничными пустынями очень велик Всего в нескольких километрах от русла реки плодородная черная земля переходит непосредств в пустыню Слепящее солнце и горячий сухойвоздух определяют климат Е, к-рый смягчается в летние месяцы регулярными сев ветрами, но зимой прохлада и облака со Средиземного моря достигают только дельты Нила Чистотой воздуха страна обязана окружающей ее пустыне Дождь в Верхнем Е выпадает очень редко, в Каире бывает всего 4-6 дождливых дней в году Орошение пашен было возм только из реки - по большим и малым каналам - или грунтовыми водами Воду черпали с помощью водоподъемных колес, к-рые приводились в действие ногами (Втор 11:10: "поливал ее при помощи ног твоих"), или при помощи утяжеленной с одного конца жерди ("шадуф"), наподобие колодезного "журавля" Возделываемая площадь плодородной долины и дельты Нила ненамного больше, чем, напр, тер Голландии Египтяне развили здесь высокую культуру, отличавшуюся аристократич самодостаточностью Они с презрением взирали на народы пустынь, называя их "жителями песков" и "стрелками из лука" В Быт 46:34 содержится след характерное замечание: "мерзость для Египтян всякий пастух овец"
НАСЕЛЕНИЕ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Египтяне принадлежали к народам, происходящим от Хама (Быт 10:6), и псалмы говорят о Е как о "земле Хамовой" (Пс 104:23) или о "шатрах Хамовых" (Пс 77:51) С течением столетий чужеземные народы и завоеватели (гиксосы, ливийцы, нубийцы, ассирийцы, вавилоняне, персы, греки) привнесли свой вклад в культуру Е Предполагают, что народ и язык возникли в результате смешения коренного африканского населения с каким-то семитским племенем, проникшим сюда в доист времена Егип рисуночное письмо иероглифами ("священной резьбой") часто использовалось для украшения зданий и монументальных скульптур, но не годилось для скорописи, поскольку иероглифы представляли собой рисованные знаки Поэтому вскоре из него развилось иератическое (жреческое) и демотическое (народное) письмо Ключом для расшифровки егип письма послужил камень из Розетты (Рашида в зап части дельты Нила) На нем обнаружились надписи (195 г до РХ) одинакового содержания, выполненные иероглифами, демотическим письмом и по-греч Появление иероглифов в III тысячел до РХ совпадает с началом ист времени; первые письм источники, имена и надписи знаменуют собой завершение доист периода Иероглифич, как и евр или финик, письмо состояло первонач из одних только согласных, а гласные и окончания добавлялись при чтении Поэтому была разработана система вспомогат средств для чтения, значков, к-рые указывали, напр, означает ли след слово название народа или имя собств Глаголы тоже были распределены особым образом; так, напр, все виды деят-сти, выполняемые руками или ногами, отмечались одним и тем же значком
РЕЛИГИЯ
Религия египтян никогда не представляла собой единого целого Египтяне видели откровения божеств сил в животных, растениях, источниках и горных вершинах Главными божествами были см Амон, Птах и бог солнца Ра (или Атум); другие известные боги - Осирис и Гор Египтяне верили в загробную жизнь и придавали большое значение ритуалу захоронения Об этом свидетвуют пирамиды, гробницы и обычай бальзамировать умерших Внешним признаком почитания богов были храмовые сооружения (зачастую - колоссальные), считавшиеся обиталищами отдельных божеств К этому прибавлялись храмы умерших фараонов, напр царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри или храм Рамсеса II в Фивах Жрецы, отправлявшие богослужения в храмах, получали все большую власть, особенно в период Нового царства Жрецы бога Амона, с к-рыми теперь объединились до этого самостоят жрецы местных святилищ, стали руководить всей религ жизнью страны Дело дошло даже до образования независимого теократич гос-ва в Фивах, во главе к-рого встал верховный жрец Амона Этому процессу сопутствовало обогащение храмов и растущее великолепие их убранства
Народ принимал участие в почитании главных богов только по большим праздникам, во время пышных процессий В остальных случаях искали утешения у домашних и менее значит богов Егип имена иногда включали имена богов Так, в ВЗ египтянка, жена Иосифа, носит имя Асенефа ("послушная богине Нут") Она была дочерью Потифера ("подаренный богом солнца Ра"), священника илиопольского Илиополь (Гелиополь, Он) - один из древних егип городов, центр поклонения солнцу (Быт 41:45)Иезекииль возвещает суд Господа над идолами егип столицы Мемфиса (Иез 30:13), где было главное место поклонения богу Птаху и его земному воплощению - черному быку Апису Назв в Иез 30:17городБубаст был "домом богини-кошки Баст" Фивы, столица Верхнего Е, обозначена в Наум 3:8 как Но-Аммон (город см Амона) Над этим божеством также возвещается суд (Иер 46:25) О высочайшем уровне др-егип иск-ва свидетвуют пирамиды, храмы, настенная живопись, рельефы, скульптуры, а также ювелирные украшения и предметы быта Технич решение сложных архитектурных задач, особенно при сооружении пирамид, и сегодня вызывает восхищение В др-егип лит-ре заметное место занимают религ сочинения, посвящ гл обр сюжетам загробной жизни Пророчества и книги премудрости позволяют провести сравнение с ВЗ (так, напр, Притч 22:17 - 23:11 почти дословно совпадают с более ранним "Поучением Аменемопе") Кр того, до нас дошли рассказы и стихи; большое распространение в результате переводов, выполненных в новейший период, получила, в частн, др-егип любовная лирика Этими знаниями мы обязаны тому обстоят-ву, что в жарком, сухом климате Е прекрасно сохранился такой относит недолговечный материал, как папирус Во главе гос-ва стоял см Фараон Это слово происходит от егип пер-о, "большой дом, дворец" Данное словосочетание так же ассоциировалось со словом "царь", как ныне, говоря "Святой престол", мы подразумеваем Папу римского Для израильтян и ассирийцев это слово приобрело значение почти что имени собств, ср "фараон, царь Египетский" (Исх 6:13) Только дважды этот титул стоит в Библии рядом с именем собств: фараонНехао(4Цар 23:29,33) и фараонВафрий(Иер 44:30)
ИСТОРИЯ
Счет егип правящих династий принято вести на основе данных Манефона, егип жреца, к-рый прим в 270 г до РХ, при Птолемеях I и II, написал историю Е на греч языке, перечислив 30 династий Историю Др Е подразделяют на периоды Древнего, Среднего и Нового царств
А ЭПОХА РАННЕГО ЦАРСТВА
В додинастич период закладываются основы исторического Е Возникают поселения и культовые сооружения Егип культура испытывает различные иноземные влияния; появляется иероглифич письмоФараон Нармер (или его преемник Менес) основал I династию В период правления двух первых династий егип культура переживает взлет
Б ПЕРИОД ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
В это время (или в эпоху пирамид; III-VI династии, прим в 2640-2255 гг до РХ) наблюдается блистат подъем в экономич и культурной жизни Е, строятся большие пирамиды (IV династия): сначала ступенчатая - Джосера (ок 2650 г до РХ), затем три высочайших - Хеопса, Хефрена и Микерина При VI династии начинается упадок, а позднее наступают смута и гражданская война За этим следует Первый переходный период (ок 2255-1991 гг до РХ) В результате крушения Древнего царства происходят полит и религ перемены, правят одноврем несколько династий В пределы страны, прежде всего в район дельты, просачиваются азиат племена Затем новые цари захватывают власть в Среднем Е (IX-X династии) и пытаются восстановить порядок Но у них возникает конфликт с царями г Фивы в Верхнем Е, к-рые затем объявляют себя независимыми (XII династия)
В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
Среднее царство (2134-1785 гг до РХ) охватывает XI и XII династии Аменемхет, основатель XII династии, стремился восстановить сильное гос-во, проводя реформы Он боролся за усиление центр власти и покровительствовал развитию сельского хоз-ва Юж граница была раздвинута, и пояс стратегич укреплений стал защищать вост часть дельты от вторжений азиат кочевников Была расширена ирригац система, большие достижения отмечались в области архитектуры (начато сооружение храма Амона в Фивах) Благодаря созданию колос дамб на Ниле, увеличилась площадь пахотных земель Период Среднего царства считается классич, золотым веком лит-ры На период XII династии, вероятно, приходится и путешествие Авраама в Е (Быт 12:10 и след) Если исходить из ранней датировки см Исхода израильтян из Египта, то пребывание Иакова и Иосифа в Е падает на время правления фараонов XII династии Но не искл, что оно пришлось на период господства гиксосов (см ниже) Во Второй переходный период (ок 1785-1551 гг до РХ; XIII-XVII династии) правители из XIII династии быстрой чередой сменяли друг друга При XIV династии в Нижнем Е опять появилось множество удельных властителей Пришедшие из Палестины гиксосы правили в Фивах как XV династия Затем XVI династия гиксосов господствовала одноврем с XVII династией местных правителей, властвовавших в Фивах Позднее фиванским фараонам этой династии удалось изгнать гиксосов из Е и воссоединить страну Гиксосам приписывают появление в егип войске лошадей, боевых колесниц и проч новшеств
Г ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
В последующие пять столетий (прим 1552-1070 гг до РХ; XVIII-XX династии) Е переживал период полит могущества - он стал мировой империей Аменхотеп I завоевал Сирию Тутмос I, фараон XVIII династии, раздвинул юж границу до 4-го Нильского порога и вышел к Евфрату Цари ханаан и аморрейских городов-государств были превращены в вассалов и обложены данью С 1360 г до РХ на тер Сирии и Палестины стали вспыхивать восстания против егип господства Религ и внутриполит перемены ослабляли могущество Е Фивы в то время не являлись единств столицей; находившийся на севере Мемфис был расположен удобнее для управления (прежде всего азиат областями) Главным божеством этой эпохи был Амон, временами - также и Атон (солнечный диск - при тн фараоне-еретике Эхнатоне в период Телль-Амарны (см Телль-Амарна, II) Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возм, была дочерью фараона, упомянутой в Исх 2:5 Тутмос III вплоть до смерти жены выполнял лишь роль супруга царицы, но затем, став полновластным правителем, прославился как завоеватель, победивший (в 1482 г до РХ) в битве при Мегиддо царя сир г Кадеша и его союзников Если это тот фараон, о к-ром говорится в Исх 2:15,23, то фараоном, при к-ром произошел исход, следует считать Аменхотепа II (ок 1400 г до РХ) Однако на основании сведений из Исх 1:11 о том, что евреи при жизни Моисея строили Пифом и Раамсес, можно предположить, что исход совпал с периодом правления Рамсеса II (те ок 1280-1250 гг) Время правления Аменхотепа IV (он именовал себя Эхнатоном, 1364-1347 гг) называют периодом Телль-Амарны - по многочисл глиняным табличкам, к-рые были обнаружены в одном из хранилищ в Телль-Амарне После смерти Эхнатона правление над Е принял его военачальник Хоремхеб, перенесший столицу в Мемфис После смерти Хоремхеба престол перешел к др военачальнику - Парамессу, к-рый под именем Рамсеса I основал XIX династию В период правления XIX династии (ок 1300-1200 гг до РХ) Сети I (сыну Рамсеса I) удалось восстановить господство над Сирией Сети воевал с хеттами, вел большое строит-во в сев части дельты и имел там одну из своих резиденций Его сын Рамсес II стал повелителем обширной империи и произвел на потомков столь сильное впечатление, что девять других царей были названы в его честь Он распорядился соорудить великолепную столицу дельты - Пер-Рамсес (город Рамсеса, в соотв с Исх 1:11 построенный евреями, след, исход приходился именно на его царствование; см выше) и развернул в период своего правления, длившегося 66 лет, широкое строит-во по всему Египту и Нубии От времени правления его преемника Мернептаха сохранилась тн "израильская" стела, в надписи на к-рой фараон увековечил свои победы в Ханаане Эта надпись содержит первое внебибл упоминание об Израиле и доказывает, что израильтяне ок 1230 г до РХ действительно уже жили в Ханаане, покинув Е самое позднее ок 1250 г до РХ при Рамсесе II Эта более поздняя датировка исхода подкрепляется и результатами археол изысканий В период XX династии Вост Средиземноморье было потрясено нашествием воинств народов, к-рые смели с лица земли Хеттское царство в Малой Азии, поглотили древние ханаан и аморрейские города-государства Палестины и угрожали Е со стороны Ливии и Палестины Рамсес III отразил все нападения этих "народов моря", в число к-рых включают и филистимлян Но его потомки оказались неспособными правителями Период расцвета Е постепенно приближался к концу Смещался центр тяжести и во внутр политике: верховные жрецы бога Амона в Фивах становились все могуществ, так что в конце концов один из их череды (Херихор) вырвал власть у Рамсеса XII
Д ПОЗДНИЙ ЕГИПЕТ
Период поздн Е начинается с 1070 г до РХ, когда к власти пришла XXI династия Страна снова оказалась раздел на две части: Смендес (Несубанебджед) был фараоном в Танисе, а преемники Херихора, как наследств первосвященники (верховные жрецы), правили в Фивах в Верхнем Е То, власти одной половины Е могли править только с разрешения властей другой половины в условиях общего гос-ва Этими особыми обстоят-вами объясняется осторожная азиат политика династии Израиль смог достичь такого расцвета при Давиде и Соломоне потому, что Е в это время был занят собств проблемами Нагляд примером внешней политики XXI династии может служить отношение фараона к царю Соломону в первый период его правления Фараон завоевал Газер и присоединил его к Израильскому царству в качестве приданого своей дочери, жены Соломона (3Цар 9:16; ср 3:1; 7:8; 9:24; 11:1) Проведя "полицейскую акцию" в юго-зап Палестине (Газер) и заключив союз с могуществ Израильским гос-вом, Е обеспечил безопасность на своей азиат границе; при этом оба гос-ва получили экономич выгоду Егип фараоны вынуждены были опираться на отряды иноземных наемников
В результате предводитель ливийских воен поселенцев Шешонк (библ Сусаким) воцарился в 950 г до РХ в Бубасте и основал XXII династию Он укрепил свою власть внутри страны и вел захватнич политику в Азии Сусаким - первый фараон, назв в Библии по имени (3Цар 11:40) Из сообщения о его походе в Палестину в 925 г до РХ (ср 3Цар 14:25), сохранившегося на стенах храма в Кар-наке, следует, что он завоевал прежде всего города сев областей Израиля и пустыни Негев Надпись на стеле в Мегиддо подтверждает, что Сусаким покорил Израиль и Иудею Только разгром иуд царем Асой войска под командованием эфиоплянина (те кушита) Зарая, посланного преемником Сусакима Осорконом I (ок 897 г до РХ), положил конец захватнич политике Е в Азии Наследники Осоркона I были малоспособными правителями, они вернулись к умеренной внешней политике Найденная археологами во дворце Амврия и Ахава в Самарии алебастровая ваза Осоркона II свидетвует, что Е и Израиль поддерживали отношения друг с другом При наследниках Осоркона II Е постепенно распадался на враждующие друг с другом отд гос-ва Наряду с XXII главной династией правила и XXIII династия - обе, вероятно, относились друг к другу терпимо В бессилии этого распадавшегося гос-ва пришлось убедиться Осии, последнему царю Израильского царства, к-рый в 725-724 гг до РХ обратился к "Сигору, царю Египетскому" с просьбой о помощи в противостоянии Ассирии (4Цар 17:4) Предположит Сигора можно отождествить с Осорконом IV, последним фараоном XXII династии (ок 730-715 гг до РХ) Настоящими властителями в Нижнем Е были Тефнахт и его преемник Бокхорис (Бокенранф) (XXIV династия) Они правили в Саисе в зап части дельты Между тем в Нубии (Куш) возникло гос-во, управлявшееся царями егип происхождения Они также поклонялись Амону из Фив, и царь Пианхи из Куша в конце концов завоевал (ок 730 г до РХ) Нижний Е Осоркон III (XXIII династия) покорился, нубийская столица Напата стала столицей Е Царь Шабака из кушитской XXV династии (ок 712-698 гг до РХ) еще раз покорил всю страну и сверг Бокхориса Он занял дружественно-нейтральную позицию по отношению к Ассирии Но его наследники из XXV династии ввязывались в многочисл столкновения с ассирийцами, не имея представления об их действит воен мощи Когда ассир царь Синаххериб (библ Сеннахирим) в 701 г до РХ напал на иуд царя Езекию, войско кушитского фараона Шабатаки под командованием Тахарки (библ Тиргака) было брошено навстречу ассирийцам, и в результате Е потерпел тяжелое поражение (4Цар 19:9; Ис 37:9) Ассир царь высмеивал Е, называя его "тростью надломленной", к-рая прокалывает руку каждому, кто пожелает на нее опереться (4Цар 18:21) После дальнейших сражений Тахарки и Тануатамона с Ассирией это противоборство закончилось в 664-663 гг до РХ тем, что Ашшурбанипал опустошил свящ Фивы, разграбил сокровища храмов и изгнал кушитов на их родину на юге Е (ср Наум 3:8-10) Псамметих I из Саиса (в зап части дельты) основал XXVI (Саисскую) династию (664-525 гг до РХ) Будучи царем г Саиса, он ловкими действиями добился верховной власти Псамметих и его наследники восстановили внутр единство и экономич благополучие Е В своей внешней политике XXVI династия была озабочена сохранением полит равновесия в Зап Азии Псамметих I и Нехо (библ см Нехао, 610-595 гг до РХ) поддерживали коалицию с Ассирией в противовес возрож-давшему свою мощь Вавилону Когда Нехо шел на помощь находившейся на грани краха Ассирии, иуд царьИосия выступил против него в сражении при Мегиддо(4Цар 23:39)Иосия пал в битве, но судьба Ассирии была предрешена Когда разгромл Вавилоном Ассирия потеряла власть над Сирией и Палестиной, Е посчитал себя наследником ее палест владений, но в 605 г вся тер Сирии и Палестины досталась вавилонянам после поражения при Каркемише, нанесенного Е Навуходоносором (Иер 46:2) То, иуд царьИоаким сменил свою вассальную зависимость от Е на такую же зависимость от Вавилона В 601 г до РХ между Е и Вавилоном вновь разгорелся открытый конфликт К этому времени и иуд царьИоаким восстал против Навуходоносора (4Цар 24:1 и след), вне сомнения рассчитывая на помощь Е, к-рая, однако, заставила себя ждать Поэтому Навуходоносору в 597 г до РХ удалось беспрепятственно занять ИерусалимФараон Априй (библ Вафрий, 589-570 гг до РХ) отказался от политики невмешательства и поспешил на помощь восставшему против Вавилона Седекии (Иер 37:5; Иез 17:11-21) Но эта помощь оказалась неэффективной, поскольку в 587 г до РХ Иерусалим вновь подпал под власть вавилонян Фараон Амасис (Яхмос II, 570-526 гг до РХ), как и было предсказано Иеремией (Иер 46:13 и след), подвергся нападению Навуходоносора, стремившегося воспрепятствовать всем дальнейшим попыткам вмешат-ва Е в азиат дела Впоследствии происходит сближение Е с Вавилоном, продолжавшееся до тех пор, пока обе державы не оказались завоев Мидией и Персией В 525 г до РХ Е, как ранее и его союзники, подпадает под власть перс царя Камбиса Перс господство продолжалось с 525 по 332 г до РХ: персы считаются XXVII династией Вначале правление персов было справедливым и стабильным Но неоднократные восстания привели в дальнейшем к ужесточению перс политики В 404-343 гг до РХ последним местным правителям, фараонам XXVIII-XXX династий, удалось ненадолго добиться нек-рой независимости, пока персы были заняты своими проблемами в других частях империи Затем Персия вновь покорила Е на 11 лет, пока в 332 г до РХ не явился в качестве "освободителя" Александр Македонский
Е ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД
Этот период длился в общей сложности с 332 г до РХ по 641 г по РХ Сначала Е был эллинистич монархией под властью династии Птолемеев (332/1-30 гг до РХ), потом подпал под рим господство (30 г до РХ - 395 г по РХ) С 395 г Е находился под властью Византии до завоевания его арабами в 641-642 гг по РХ
ЕГИПЕТ В БИБЛИИ
Египет в Библии представлен "домом рабства", из к-рого Господь освобождает Свой народ(Исх 20:2; ср также Откр 11:8) Пророки, прежде всего Исаия и Иеремия, упрекают иуд царей в стремлении искать помощи у Е в борьбе против Ассирии, а затем - против Вавилона Ассир военачальник во времена Езекии был прав, говоря, что Е подобен надломленной трости, к-рая прокалывает руку опирающемуся на нее: таким и фараон оказывается для всех, кто хочет на него положиться (4Цар 18:21; ср Ис 30:1-17; 31 и др)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: