Ефрем Сирин - это...
ЕФРЕМ СИРИН, Афрем из Нисивина, Мар Афрем (восточноарам. Господин Афрем, Учитель Афрем; ок. 306, Нисибис, Сирия; ныне Нусайбин, Турция, — 373, Эдесса) — один из учителей Христианской Церкви, экзегет, виднейший христианский аскетико-моралистический писатель и церковный поэт сироязычного региона, классик сирийской литературы. Писал на восточноарамейском (сирийском) языке. Сохранилось предание, что Е. С. родился в семье языческого жреца, что не подтверждается документальными источниками. Ок. 18 лет принял крещение и дал обет аскезы (см. Аскетизм). Сильное влияние на Е. С. оказал епископ Нисивина Иаков, поручивший ему руководство только что основанной христианской школой. После того, как Нисивин в 363 отошел к империи Сасанидов, Е. С. переселился в Эдессу и продолжил там свою преподавательскую деятельность. Он имел сан диакона, в те времена часто соединявшийся с работой певца и регента; кроме того, Е. С. был гимнографом и композитором. Он обладал глубокими познаниями не только в христианских первоисточниках, но и в "эллинской мудрости", в языческой мифологии и современном ему естествознании, хотя сам себя смиренно называл человеком "неученым и малосмысленным". Сочинения Е. С. еще при его жизни были переведены на греческий язык и, согласно сообщению Иеронима, читались в церквах после Св. Писания (см. Библия), как это ранее происходило с произведениями Ермы и Климента Римского. Е. С., снискавший почетное прозвище "пророк сирийцев", занимает одно из первых мест среди экзегетов Православной Церкви. Особую ценность его толкованиям Библии придает его совершенное знание иврита, или древнееврейского языка (языка Ветхого Завета [см.; см. также Танах]), этнографии и географии Святой Земли (см. Земля Обетованная, Эрец-Йисраэль). Общепризнанно лучшую часть наследия Е. С. составляют проповеди (см.; см. также Гомилетика), особенно нравоучительные. Его "Слово на Иосифа Прекрасного" является важной начальной вехой собственно христианской интерпретации истории библейского Йосефа (см.; см. также Тора), или Иосифа, который под пером Е. С. становится прообразом Иисуса Христа. Современные Е. С. и чуть более поздние источники называют ок. 1000 его произведений, из которых сохранилось далеко не все. Большую часть из них составляют литургические стихотворения (см. Богослужение, Литургия), а также стихотворения, излагающие основы христианского учения и учения Отцов Церкви, положенные на народные мотивы, чтобы содействовать их широкому распространению и противодействию ереси Бардесана, или Вардесана. Еретические псалмы Бардесана были опасны тем, что легко запоминались народу. Как отмечает С. С. Аверинцев, "лишь отлично запоминавшиеся стихотворные поучения Ефрема Сирина, выдержанные в православном духе, смогли их вытеснить". В литургической поэзии Е. С. ориентируется, прежде всего, на образный и стилистический строй библейской Книги Псалмов, или Псалтири (см. Хваления), создает многочисленные собственные вариации на темы Псалмов (т. н. переложения Псалмов). Е. С. доводит до совершенства (или даже, возможно, создает) специфический жанр сирийской поэзии — мадраша, отличающийся дидактико-проповедническим характером (ср. иврит. мидраш [см.] — "толкование", "поиски смысла"). Мадраша представляет собой произведение, состоящее из больших квантитативных (метрических) строф, перемежающихся постоянным рефреном, что послужило прообразом жанра кондака в византийской поэзии. Шедеврами жанра мадраша стали циклы Е. С. "Нисивинские песни" (лат. обозначение — Carmina Nisibena) и "Песни о Рае, или О состоянии душ, разлученных с телом", гимн "Семь сынов Самоны" — вольная вариация на тему 7-й главы 2-й Книги Маккавейской (см. Маккавеев Книги), в которой описываются страдания и смерть за веру (см. Киддуш ѓа-Шем) семерых иудейских юношей, замученных на глазах матери во время гонений Антиоха IV Эпифана во 2 в. до н. э. Во многом благодаря Е. С. семитическая тоническая система стихосложения, представленная в древних библейских стихотворных текстах (см. Танах, Хваления, Песнь Песней), трансформируется в метрическую и легко воспринимается грекоязычными византийскими поэтами. В мастерстве сирийских поэтов 4—5 вв., в т. ч. Е. С., Аверинцев усматривает "соединительное звено между палестинско-арамейской традицией и "учительной" византийской литературой". Исследователь пишет о своеобразном "маршруте" культуры, в котором творчество Е. С. является весьма важной вехой: "...древнееврейская литература, за которой стоял опыт Египта, Месопотамии, Угарита, — сирийская литература времен Ефрема Сирина — византийский синтез. Сирия — необходимое звено между "библейскими" тысячелетиями и грекоязычным средневековьем..." Кроме того, влияние Е. С., благодаря латинским переводам его произведений, распространяется и на западный христианский мир и западноевропейскую культуру в целом, как указывает Аверинцев, "доходя к 8—9 вв. до ареала полуварварской древневерхненемецкой поэзии (аллитеративная поэма о конце света "Муспилли" и рифмованный Евангелиарий Отфрида Вейсенбургского — памятники этого влияния)". Аверинцев отмечает также, что "к связанному с именем Ефрема "Слову о Страшном Суде" восходят характерные для определенных пластов русского фольклора наивно-наглядные образцы загробного воздаяния (см. Воздаяние. — Г. С.), отразившиеся в ряде популярнейших некогда духовных стихов".
Г. В. Синило
Поделиться: