Эфраим - это...
ЭФРАИМ, Эфрайим (значение имени точно не известно; предположительно с иврита — "плодовитый", "плодоносный"; в рус. традиции — Ефрем) — в иудаизме и христианстве — герой библейского текста (см. Библия, Танах, Тора), младший из двух сыновей Йосефа [см.] (Иосифа) и его жены Аснат (Асенефы), брат Менашше [см.] (Манассии), внук праотца еврейского народа Йаакова [см.] (Иакова), родоначальник-эпоним одного из колен Израилевых (см. Йисраэль, Колена Израилевы). Э., как и его брат Менашше, родился в Египте, когда, пережив многие злоключения и страдания, Йосеф стал хлебодаром Египта, и когда Египет переживал семь плодоносных лет (см. подробнее Тора). Именно поэтому Йосеф сказал, когда родился его второй сын: "...Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего" (Быт 41:52; здесь и далее — Синодальный перевод). Так имя "Э." поясняется с помощью народной этимологии и указывает на обилие потомства Э. Указание на превосходство в количественном отношении потомства Э. над потомством его брата Менашше дается также в сцене благословения перед смертью Йааковом своих внуков, символически им усыновленных: вопреки обычаю и желанию самого Йосефа, отец кладет правую руку на голову Э., а левую — на голову Менашше; в ответ на напоминание смущенного Йосефа, что именно Менашше — первенец, патриарх говорит: "...знаю, сын мой, знаю, и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ" (Быт 48:19). "И поставил Ефрема выше Манасии" (Быт 48:20). Формула же благословения Йааковом Э. и Менашше стала в иудаизме принятой и поныне формулой благословения сыновей отцами: "И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефему и Манассии" (Быт 48:20). При первом исчислении сынов Израилевых после Исхода из Египта в колене Э. обнаружилось 40 500 боеспособных мужчин старше 20 лет, в то время как в колене Менашше — только 32 000 (Числ 32—35). Колено Э., как и колено Менашше, часто именуется в Торе полуколеном; вместе они составляют колено Йосефа ("дом Йосефа"), и о них вместе говорит, благословляя колена Израилевы, пророк Моше [см.] (Моисей): "...да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, // Вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, // Превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, // И вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее. Благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих. // Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины" (Исх 33:13—17). При распределении территории Земли Обетованной колено Э. получило одну из самых плодородных ее частей; границами удела Э. были на западе Средиземное море, на востоке — река Иордан, на юге он граничил с уделами колен Дана и Менашше, где тянулись знаменитые горы Э. Удел Э. — само сердце Эрец-Йисраэль (Земли Израиля); здесь в Шило (Силоме) была установлена после вхождения в Ханаан Скиния Завета, которая оставалась на этом месте около 300 лет. Из колена Э. вышел выдающийся духовный лидер Израиля конца эпохи Судей и начала эпохи Царей — пророк Шемуэль [см.] (Самуил; см. Пророки). На языке пророков (см. Пророков Книги) имя "Э." становится символическим обозначением всех северных колен Израилевых, т. е. Северного Израильского царства, в то время как Йеѓуда [см.] (Иуда) — обозначением Южного царства, Иудеи. Предчувствуя гибель Северного Израильского царства, пророк Ѓошеа [см.] (Осия) от имени Всевышнего оплакивает горькую участь Э., любимого сына Божьего: "Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. // Узами человеческими влек я их, узами любви... // ...Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? ...Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась во мне жалость Моя! // ...И хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, — и иссохнет родник его и иссякнет источник его: он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов" (Ос 11:3—4, 8, 15). Большая часть колена Э. была угнана в плен ассирийцами в 722 до н. э.
Г. В. Синило
Поделиться: