Эдвардс Джонатан - это...
Э́ДВАРДС Джо́натан (1703—1758) — один из вдохновителей "Великого пробуждения" в Северной Америке в середине XVIII в. Из семьи настоятеля церкви конгрегационалистов в Коннектикуте. В 1716—1722 гг. учился в Йельском университете. Здесь сформировались основы его философско-теологических воззрений: убеждение в необходимости познания мира как воплощения божественного замысла (в духе учения гугенота Пьера де ля Рамэ, убитого в Варфоломеевскую ночь); приверженность к теории познания Джона Локка ("нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах"); принятие натурфилософии Исаака Ньютона (о которой в университетские годы Э. написал два восторженных сочинения). Два года Э. служил проповедником пресвитерианской церкви в Нью-Йорке, затем вернулся в университет преподавателем. В 1727 г. он унаследовал от своего деда Соломона Стоддарда руководство большим конгрегационалистским приходом в Норт-Хэмптоне. В 1730-х гг. массы прихожан были охвачены настроениями ривайвелизма. Э. поддержал своим авторитетом этот процесс и сам выступил в 1740 г. как лидер "Великого пробуждения". Однако ему претила неестественная выспренность и экзальтация многих "пробужденцев", эмоциональную чрезмерность которых он осудил в трактате 1746 г. "О религиозных чувствах". Не вняв его призывам к большей строгости, община уволила Э. в 1750 г. Несколько лет он занимался миссионерством среди индейцев и писал теологические труды ("Тщательное и строгое исследование современных распространенных понятий о свободе воли", 1754; "Защита великой христианской доктрины о первородном грехе", 1758 и др.). В 1757 г. Э. стал президентом Принстонского колледжа в Нью-Джерси, но эпидемия оспы помешала ему продолжить свой путь теолога и проповедника.Теология Э. отрицает арминианский тезис о способности человека преодолеть последствия первородного греха (см. Арминий). Люди действительно способны выбрать добро, считал Э., но поврежденность человеческой природы грехопадением лишает их самого желания сделать благой выбор. Любые разумные внешние свидетельства веры недействительны, если ее нет в чувствах, эмоциях и воле. Но одномоментной вспышки религиозных чувств, пусть даже таких ярких как христианская любовь, недостаточно. Дело в том, чтобы иметь их постоянно, неизменно. А для этого необходим устойчивый пуританский образ жизни, в равновесии внутренней религиозности и внешних проявлений благочестия.
Поделиться: