Джива 2 - это...
в джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.). Определяющим признаком Д. является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д. как сознание. Развивающийся Д. имеет сложную структуру, т. к. находится в определенных отношениях с адживой, неживой природой, и стремится освободиться от нее. Поскольку связующим звеном между Д. и адживой служит особое - "кармическое" - вещество адживы, или просто кармы, то именно через кармы характеризуется собственная сущность (свататтва) Д. Она представляет собой напряженное поле пяти состояний (бхава): подавления карм, разрушения, одновременного подавления и разрушения карм, результирующее от карм состояние и естественное (паринамика) состояние Д., независимое от карм. Понятие состояния служит основой дальнейшей классификации психических процессов и свойств Д. Д. имеет тело (шарира) и ауру (лешья), т. е. невоспринимаемый для обычного человека ореол, цвет, запах и вкус к-рого зависят от нравств. качеств личности: чем они выше, тем светлее лешья. Тела имеются пяти видов. Обычное тело земных существ - "пищевое" (санскр. аударика), состоящее из съеденной пищи. Если в процессе метампсихоза Д. рождается не земным существом, а божеством или демоном, то он будет владеть "изменчивым" (вайкрия) телом, меняющимся по желанию владельца. Третий вид тела - "выделяемые" (ахарака) тела, эманируемые при необходимости развившими оккультные способности аскетами. Четвертый вид тела - "огненное" (тайджаса), пятое - "кармическое", состоящее из частиц "кармического" вещества. Смерть и рождение понимаются в джайнизме как соединение и разлучение Д. с "пищевым" или "изменчивым" телом.
А. Терентьев
Поделиться: