Джихад - это...

ДЖИХАД (араб. "усилие") — в исламе — борьба за веру (тожд. — "борьба на пути Аллаха"). Согласно изложению Тауфик Камель Ибрагима и А. В. Сагадеева, первоначально под Дж. понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания, отражающие конкретные условия деятельности Мухаммада в мекканский и мединский периоды его жизни: 1) не входить с "многобожниками" в конфронтацию и склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; 2) вести с врагами ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы; 4) нападать на них в любое время и повсюду. В разработанных позднее концепциях термин "Дж." наполняется новым содержанием: проводится различие между "Дж. сердца" (борьба с собственными дурными наклонностями), "Дж. языка" ("повеление одобряемого и запрещение порицаемого"), "Дж. руки" ("принятие дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности") и "Дж. меча" ("вооруженная борьба с неверными, падшему в которой уготовано вечное блаженство в Раю"); со ссылкой на приписываемые Мухаммаду слова: "Мы вернулись с малого Дж., чтобы приступить к Дж. великому" — духовное самосовершенствование объявляется "великим Дж.", а война с неверными — "малым Дж.". Духовное истолкование Дж. получает в суфизме. Дж. без дальнейших уточнений обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, и в этом значении его синонимами у мусульман выступает слово "газават", а у немусульман — "священная война". Определявшийся как "ведение войны с неверными путем нанесения им ударов, изъятия их собственности, разрушения их святилищ, уничтожения их идолов и т. п.", Дж. считался одной из главных обязанностей мусульманской общины. Это оспаривалось, однако, еще в начальный период распространения ислама. Так, Суфйан ас-Саури (715—777/778) утверждал, что Дж. — акт, лишь рекомендуемый мусульманам, который становится их обязанностью только тогда, когда они подвергаются нападению. С точки зрения объекта вооруженной борьбы в исламе различаются шесть типов Дж.: 1) против "врагов Аллаха" — т. е. тех, кто угрожает существованию уммы, тех, кто преследует мусульман; 2) против тех, кто покушается на неприкосновенность границ (т. е. против агрессии извне); 3) против вероотступников; 4) против "притеснителей"; 5) против разбойников; 6) против монотеистов-немусульман, отказывающихся платить подушную подать. Выбор между "мечом" (смертью) и переходом в ислам предлагался только язычникам, что же касается "людей Писания" (т. е. иудеев и христиан), то их ставили перед выбором: или переход в ислам, или подушная подать, или война. В странах за пределами Аравии, куда мусульмане вторглись впервые, большинство населения принималось ими за монотеистов, поэтому целью Дж. становилось не обращение в ислам тамошних жителей, а подчинение их мусульманскому государству с переходом на положение покровительствуемых — зиммиев, обязанных платить подушную подать. С конца 7 в. переход в ислам, освобождавший новообращенных от уплаты подушной подати, иногда даже не поощрялся, т. к. это наносило ущерб мусульманской казне. Согласно классической доктрине Дж., в случаях, когда мусульмане не подвергаются нападению извне, от участия в Дж. освобождаются несовершеннолетние, умалишенные, слуги, женщины, больные и немощные, лица, не имеющие походного снаряжения, лучшие богословы и законники города, те, кто не получает разрешения на участие в Дж. от родителей, и должники, не получающие такого разрешения от своих кредиторов. По предписаниям этой доктрины, касающимся взаимоотношений воюющих сторон, в стане противника запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман. С военнопленными имам мог поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Если он решал предать военнопленного смерти, то до выполнения этого решения никто не имел права калечить последнего или подвергать физическим мукам. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается. Генетически связанная с обычаем набегов, практиковавшимся племенами Аравии в доисламские времена, идея Дж. впоследствии санкционировала и освящала территориальную экспансию мусульманских государств, а в Новое и Новейшее время использовалась в целях антиколониальной борьбы.

В последнее время торжество ислама во всемирном масштабе как цель Дж. прокламируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами, а в практическом плане лозунги Дж. используются главным образом в борьбе с Израилем и США.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(араб.), борьба за веру, которая подразделяется на несколько видов: джихад сердца – борьба с собственными дурными наклонностями джихад языка – «повеление одобряемого и запрещение порицаемого» джихад руки – принятие дисциплинарных мер по отношению к преступникам и...
Философский словарь
(араб.) - усердие, рвение в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Первонач. под Д. подразумевалась война за веру (газават), предписанная Кораном. Отличившийся в Д. называется гази, погибший -шахидом - мучеником. По мусульм. представлениям, последнему в час...

Поделиться:

Реклама