Джемс - это...
ДЖЕМС (ДЖЕЙМС) (James) Уильям (1842-1910) - американский психолог и философ, профессор (преподавал, в частности, анатомию и физиологию) Гарвардского университета (1889-1907), основатель прагматизма Основные сочинения: "Принципы психологии" (1890), "Великие личности и их окружение" (1890), "Нравственная жизнь и философ" (1891), "Воля к вере" (1896), "Многообразие религиозного опыта" (1902), "Существует ли сознание" (1904), "Моральный эквивалент войны" (1904), "Прагматизм - новое название некоторых старых способов мышления" (1907), "Плюралистическая Вселенная" (1909) и др Прагматизм, благодаря усилиям Д, стал самой известной американской философской школой начала 20 в "Прагматизм, - утверждал Д, - самая радикальная форма эмпиризма и наименее критичная по отношению к прошлому Обращаясь к философам-профессионалам, прагматисты избегают абстракций, вербальных решений, априорных оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем, ложных абсолютов Он обращен к конкретности и адекватности фактов, поступков и силы Это обозначает примат эмпиризма над рационализмом, свободы и возможности над догматической претензией на окончательную истину Прагматизм не ищет какого-то особого результата Это всего лишь метод" В центр своей философии Д помещал личность с ее интересами, заботами, переживаниями Метафизика Д основывалась на идее плюралистической многоформенности действительности "Плюралистическая Вселенная" - у Д незамкнута, незакономерна, это "царство случая", "великий цветущий, жужжащий беспорядок" Ее невозможно описать какой-либо целостной логической системой "Радикальный эмпиризм" Д предполагал, что "опыт и реальность составляют одно и то же", а дух и материя (мысли и вещи, по Д) различаются лишь функционально Субъект созвучно собственным интересам выделяет вещи волевым усилием из "потока жизни" - непрерывного потока сознания Сознание у Д - "это название несуществующей вещи, оно не имеет права занимать место среди основных принципов Те, кто еще остается верным ему, цепляются просто за эхо, за слабый отзвук, оставляемый исчезающим понятием "души" в воздухе философии" Не имеется "никакого первичного вещества или качества бытия, кроме того, из которого сделаны материальные объекты и из которого составлены наши мысли о них" Это перво-вещество, по Д, - "чистый опыт" ("непосредственный", "нескончаемый" жизненный поток, представляющий материал для нашего "последующего отражения", для "наших рефлексий") Данный принцип нередко именовался "нейтральным монизмом": вещество мира - не дух, не материя, а нечто, предшествующее и тому, и другому Познание - частный вид отношений между двумя порциями чистого опыта "Идеи, являясь частью нашего опыта, становятся истинами постольку, поскольку помогают установить связь с другими частями опыта, усвоить его посредством концептуальных схем идея истинна, если оперирует с уверенностью, упрощая и экономя наши усилия" Истина - это становление, это процесс - процесс верификации Субъект-объектное отношение - производное от него: опыт, согласно Д, не имеет внутренней двойственности Эта неделимая порция опыта может выступать в одной ситуации - познающим субъектом, в другой - познаваемым предметом или явлением Мысли являются некоей функцией ("быть сознательным") познания Д пытался создать "последнее, наиболее объективное и наиболее субъктивное мировоззрение" Согласно Д, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру Люди часто вынуждены на практике принимать решения, для которых не существует никаких достаточных теоретических оснований Отсутствие и выбора, и действия - тоже решение Д - один из немногих философов, четко указавших в самом начале 20 ст на всеразрушающую силу идеологического абсолютизма и пагубность авторитаризма Религиозная жизнь, как и любая духовная, по Д, не подлежит редукции Контакт человека с потусторонним миром радикально обогащает человеческий опыт, расширяя сферу воспринимаемого и постигаемого им Религиозный опыт должен быть очищен от понятия греха: " не тотальность вещей несет с собой имя Бога для простого человека Сверхчеловеческая Личность призвана исполнить человеческие намерения, имеющие ценность Действуя во внешней сфере, у человека есть враги и границы Думаю, что лишь конечное существо может быть достойным именем Бога Если все же абсолют существует (эта гипотеза всегда открыта), то как тотальность более широкая, где Бог представляет идеальное, и эта религиозная гипотеза малодоступна для простого верующего" Религия у Д - постулат практического действия, результат свободного выбора, опора человека в борьбе против засилья техницизма и культа науки
Поделиться: