Джаханнам - это...

ДЖАХАННАМ — одно из основных названий ада в исламе. Согласно М. Б. Пиотровскому, в Коране и мусульманской эсхатологии Дж. — место, где неверующие и грешники из людей и джиннов будут подвергнуты наказанию. Синонимы Дж. — "огонь", "пламя", "сокрушилище", "пропасть". Образ адских мук играл важную роль в коранической проповеди, был одним из главных средств эмоционального убеждения и устрашения слушателей; с ним связаны многие из наиболее ярких аятов Корана. Жертвы Дж. будут гореть в огне: "А те, которые несчастны, — в огне, для них там — вопли и рев". "Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им ее другой кожей, чтобы они вкусили наказания". "Огонь обжигает их лица, и они в ней мрачны". Грешники там связаны цепями, "одеяния их из смолы, лица их покрывает огонь". Еда их — с растущего из глубин Дж. дерева заккум: "плоды его точно головы шайтанов". Питье их — кипяток, который рассекает их внутренности, и гнойная вода: "...и будут его поить водой гнойной. Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему смерть со всех мест, но он не мертв, а позади его — суровое наказание" . Еще один вид мук Дж. — жгучий холод. Разные категории грешников помещаются в разные слои Дж., входят в него через разные ворота. Дж. охраняет стража из ангелов, главный страж Дж. — ангел по имени Малик. Послекораничееское предание описывает существующие в Дж. пруды с гнилой и кипящей водой, бездонный колодец и т. п. В Коране обнаруживаются элементы двух представлений о природе Дж. Согласно одному, это нечто вроде страшного, рычащего, "готового лопнуть от гнева" животного, поглощающего грешников. Согласно другому представлению, это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот. Постепенно этот образ был детализирован как воронкообразный кратер с концентрическими кругами, разделяющими разные категории грешников. Такой образ ада восходит к древневосточной традиции. В мусульманской форме он оказал влияние и на средневековые европейские представления о структуре ада, в частности на те, которые отразились в "Божественной Комедии" у Данте. Коранические описания Дж. ставили перед мусульманскими богословами несколько проблем. Одна — о сроках пребывания грешников в Дж. Аяты Корана позволяют говорить и о вечном, и о временном наказании. В суннитском исламе представление о милости Аллаха, заступничестве Мухаммада за мусульман в День Суда и т. п. вылились в представления о том, что вечно в Дж. будут пребывать только неверующие, для мусульман же, даже самых грешных, муки Дж. невечны. Другая проблема — вопрос о сотворенности и вечности самого Дж. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой Дж., как и ал-Джанна, сотворен и существует, а не будет создан к Судному дню, как утверждали мутазилиты. Наконец, всегда стояла проблема символического истолкования описаний Дж. Уже мутазилиты пытались так объяснить многие грубо конкретные образы традиционных представлений; в частности, они отрицали реальность моста над Дж. Духовный характер некоторых испытаний и мучений Дж. подчеркивали многие богословы разных направлений, например, ал-Газали и Ибн Сина. К символическим толкованиям некоторых описаний Дж. склонны современные мусульманские модернисты. Напротив, традиционалисты продолжают с успехом использовать мусульманский образ Дж. для воздействия на своих приверженцев.


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
(djahannam), в мусульманской мифологии наиболее распространённое название ада (ср. с др.-евр. гехинном - геенна). В Коране упоминается как место грядущего наказания грешников: «Д.- место им назначенное всем» (15:45). Согласно Корану, в Д. попадут и люди, и джинны (11:120; 41:24...

Поделиться:

Реклама