Джайнизм - это...

ДЖАЙНИЗМ — одна из древнейших религий Индии, а также религиозно-философское учение. Д., как и буддизм, сформировался в рамках древнеиндийской астрально-лунарной мифо-хроно-поэтики. Джайны активно развивают ведийскую науку и философию, признают основные ценности брахманской (см. Брахма, Брахманизм) психолого-возрастной этики (варна-ашрама-дхарма), исполняют основные брахманские обряды и церемонии (санскары), почитают многих брахманских богов, используют в своих целях популярные сюжеты брахманской мифологической традиции (в первую очередь поэмы "Махабхарату" и "Рамаяну"), ведантистскую терминологию, ведийские и вишнуитские образы и символы (правда, резко критикуя и реалистически объясняя метафоры). Часть джайнов придерживается вишнуизма. Но, как и буддизм [а отчасти и такие явления брахманизма, как "Атхарва-веда", противопоставляемая остальным трем Ведам, и, особенно, шиваитский и шактистский тантризм, опирающийся в первую очередь на Тантры, а не на Веды], Д. всех толков не признает ведийское шрути, связанное с ведийским календарным ритуалом и жертвоприношениями животных, отрицает бога-творца, претензии брахманов на господствующее положение, разрабатывает свою модель мифологии и философии, ввиду чего наряду с буддизмом и локаятой (а иногда и тантризмом) относится индуизмом к "нигилистическим", "неведийским" учениям (настика или авайдика). Джайны в то же время осуждают и локаяту, акцентирующую только ценности земного существования, и критикуют философию буддизма, хотя ряд общих мифологических парадигм и первостепенное значение, придаваемое ненасилию (ахимсе) как условию высшей праведности, тесно сближает их доктрину с буддизмом и средневековым вишнуизмом, а крайний аскетизм, суровое отшельничество и монашеская жизнь — с некоторыми течениями шиваизма и шактизма.

Д. никогда не преступал границ Индии, однако джайны утверждают, что их религия является всемирной (обращенной не только к людям, но ко всему живому) и более древней, чем арийская "вечная дхарма". В качестве доказательства существования Д. в протоиндийский период приводится, например, культ быка, изображенного на многих печатях, ввиду того, что первый учитель джайнов именуется Ришабхой (Быком). По джайнской легенде, Ришабха передал своей дочери Брахми знание 18 алфавитов, один из которых, названный в ее честь брахми, стал источником основных индийских шрифтов. Санскритское название религии "джайна-дхарма" ("учение победителей") происходит от термина "джина" ("победитель"), т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизни. В отличие от других индийских религий Д. мало известен на Западе. Между тем до середины 1-го тыс. в Бихаре, Гуджарате, Ориссе он имел значение не меньшее, чем буддизм. Более тысячи лет это была одна из основных религий и в Южной Индии, оказавшая огромное влияние на Раштракутов, Хойсалов, Кадамбов и другие государства. Д., как и буддизм, были связаны с великой эпохой расцвета индусской цивилизации и попытками преодолеть раздробленность страны и воссоздать всеиндийскую конфедерацию, память о которой сохранялась с протоиндийских времен как о золотом веке. Их упадок, как в целом и упадок санскритского образования, был вызван внешним завоеванием. В 11—13 вв. мусульмане разрушили большую часть джайнских храмов. Сегодня в Индии приблизительно три миллиона джайнов (0,5% населения), проживающих в основном в Раджастхане, Бомбее, Бароде, Гвалиоре, Центральной Индии и Западной Бенгалии. Они — обычно торговцы и банкиры. Особенно известными являются марвари, происходящие из Раджастхана, но монополизировавшие торговлю в большинстве больших городов северной Индии.

Зарождение Д. сами джайны связывают с именем Ришабхи, первого тиртханкара ("создателя протора" — брода, ведущего к другому берегу через океан бытия). Однако основателем вероучения считается двадцать четвертый тиртханкар Вардхамана ("Возросший"), прозываемый также Джиной (Победителем), Махавирой (Великим героем), Вирой (Героем), Ативирой (Сверхгероем), Санмати, Джнятапутрой, Натапуттой. Имя "Вардхамана" Махавира получил на 12-й день после рождения, ибо "к этому дню процветание государства достигло апогея". Легендарная биография Вардхаманы во многих чертах схожа с жизнеописанием Будды. Он родился в 599 до н. э. (по другим данным, в 540 до н. э.) и был сыном вождя джнятриков в племени личчхавов, жившем в Вайшали. Его юность прошла в царском доме. Он женился на Яшоде, дочери царя Калинги (дигамбары отрицают это), и имел дочь. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, Вардхамана стал отшельником. Он долго бродил по Индии, участвовал в диспутах. Его главным оппонентом был глава секты адживиков Маккхали Госала. Он неоднократно совершал голодовки длительностью в несколько месяцев и почти постоянно пребывал в медитации, пока, наконец, по истечении 12-летнего срока не обрел высшее знание (кеваладжняна) в 557 до н. э. на десятый день лунного месяца вайшакха (май — июнь) и не стал Джиной. Затем он начал проповедовать, создал общину последователей и до конца жизни распространял учение Д. Еще при жизни Махавира завоевал немалую популярность в северной Индии. Предполагают, что приверженцем Д. был Чандрагупта и внук Ашоки Сампрати. Махавира скончался на 72-м году жизни в 527 или 468 до н. э. Махавира имел одиннадцать учеников, десять из которых умерли раньше него, а последний возглавил общину. Самая ранняя ересь была инициирована собственным зятем Махавиры еще при его жизни. Вскоре после смерти Махавиры произошли другие расколы, и в древней Магадхе появилось, по крайней мере, четыре секты.

В правление Чандрагупты Маурьи главой общины джайнов стал Бхадрабаху (3 в. до н. э.), автор жизнеописания Махавиры. Во время двенадцатилетнего голода он вывел джайнов в южную Индию, в окрестности горы Шравана Белгола. Согласно преданию, за ним последовал и Чандрагупта. Бхадрабаху умер, прибегнув к добровольной голодовке, Чандрагупта — двенадцатью годами позже. Оставшиеся в живых возвратились на север и обнаружили, что монахи, которые остались в Магадхе, более не соблюдают обет наготы и другие обеты. Их осудили как раскольников. Был проведен совет в Паталипутре (около 280 до н. э.) в целях примирения сект и объединения священных писаний. Раскольники стали именоваться шветамбарами ("облаченными в светлое, белое"). Их устав допускает и другие послабления, например, членство женщин в монашеском ордене и возможность спасения для них. Окончательный вид их канон приобрел на Совете в Валабхи (около 455 н. э.). Более пуританская секта дигамбаров ("облаченных сторонами пространства") придерживается обета наготы, хотя ныне ему верны только святые — остальные носят одеяния, которые снимают во время приема пищи. Они презирают женщин, считая их самым большим искушением и причиной всех греховных деяний. Женщинам запрещено входить в их храмы, и они не могут рассчитывать на достижение святости. Секта сосредоточена в основном на юге Индии. У них нет священного писания, а канон шветамбаров они не признают, настаивая на том, что первоначальный завет Махавиры утерян. В 5 в. Д. на юге был преобладающей религией. С 13 в. южноиндийский Д. стал клониться к упадку, а к концу 16 в. сдал свои позиции.

Каноническая литература джайнов написана на пракрите. Светская же со 2 в. н. э. по 17 в. пользовалась как пракритом, так и санскритом. Наследие на санскрите включает биографии, драмы, грамматики, словари (толковые, ботанические и др.), медицинские, математические, историко-философские, этические, логические, полемические, риторические, музыкальные трактаты, оды, пураны, великие и малые поэмы, драмы, рассказы. Священные книги джайнов-шветамбаров называются Сиддхантой или Агамами. Они включают более полусотни работ с обширными комментариями. Тексты написаны частично на пракритах ардха-магадхи и шаурасени, частично на санскрите. Канон включает 41 сутру, 12 нираюкти (комментарии) и 1 махабхашью (большой комментарий). 41 сутра распадается на 12 анг ("частей", 11 из которых считаются работами учеников Махавиры, а 12-я — сборником, включавшим, в частности, 14 пурва, "первых сочинений", приписываемых Махавире, являвшихся ядром канона, утвержденного в Паталипутре в 3 в. до н. э., но утраченных уже к середине 1-го тыс.), 12 упанг (вспомогательных частей или "приложений"), 5 чхедов (подразделов), 5 мула ("коренных" сутр) и 8 пракирнаков ("разнообразных" сочинений, куда входит "Кальпа-сутра" Бхадрабаху и др.). В ангах излагаются основы мировоззрения, этики, этикета, дидактические истории и рассказы о святых. Окончательная кодификация канона Д. произошла на соборе в Валлабхи (Гуджарат) в 5 в.

К канону примыкают комментарии, научные, философские и теологические трактаты, различные сборники правил, уставов, проповедей, а также художественные произведения. Авторитетные тексты дигамбаров представлены более поздними шастрами (учебниками) на пракритах и санскрите, разделенными на "четыре веды, или науки": "Пратхаману-йога" (исторические предания), "Каранану-йога" (космологические тексты), "Дравйану-йога" (религиозно-философские трактаты) и "Чаранану-йога" (этические и ритуальные предписания). Плодовитым джайнским философом, систематизатором и теоретиком школы дигамбаров, известным также под именем Падманандин, явился выходец из Южной Индии (1 или 3 в.) Кундакунда. Также Умасвати, или Умасвами, писавшему на санскрите, приписывается около 500 работ, главной из которых является "Таттвартхадхигама-сутра". По версии дигамбаров, он считается учеником Кундакунды. Первым систематическим изложением джайнской догматики, написанным на санскрите Умасвати, вероятно, в 1 в., принято считать "Таттвартхадхигама-сутра" ("Восхождение к смыслу понятий") или "Дашадхьяя" ("Десятиглавие") — текст, состоящий из 357 афоризмов, разделенных на 10 глав, — энциклопедию джайнской философии. Все школы Д. были заняты его комментированием (он был переведен на многие языки, включая русский).

Значимым теоретиком Д. явился Харибхадра Сури — известный философ, логик, историк философии. Родился в г. Читракута (совр. Читоргарх) в Раджастане, по-видимому, в начале 9 в. в семье брахмана. Известен его комментарий на буддийский логический трактат "Ньяяправешу" Дигнаги. Уже в зрелом возрасте он обратился в Д. Харибхадре приписывают 1444 работы на пракрите и санскрите. На русский язык переведен его историко-философский трактат "Шаддаршана-самуччая" ("Обзор шести мировоззрений"). Важны его труды по джайнской йоге: "Йога-бинду" и "Йогадриштисамуччая". Хемачандра (1089—1173) — известный джайнский писатель и ученый, прозванный Каликала Сарваджня ("Всеведущий века Кали"), родился в г. Дхандхука, недалеко от Ахмедабада. Это — самый плодовитый писатель среди шветамбаров. Легенда приписывает ему 30 млн. работ. Большой популярностью пользуются его "Йога шастра" и "Прамана-миманса". Амритачандра — известный дигамбарский автор раннего Средневековья, почитаемый среди дигамбаров как писатель, комментатор, выдающийся философ и учитель. Он написал несколько комментариев к работам выдающихся дигамбарских авторов (Кундакунда, Умасвати), а также авторитетный трактат по этике "Пурушартха-сиддхи-упая".

Джайнские мифо-календарно-космологические схемы перекликаются с брахманскими представлениями. В основе их лежит древнеиндийская наблюдательная астрономия и математика. Большинство современных сект признает великих богов индусского пантеона, чьи скульптуры иногда устанавливаются в джайнских храмах. Однако эти боги считаются ниже рангом, чем тиртханкары, и должны, как обычные смертные, работать над своим собственным спасением. Сегодня имеются вишнуитские и невишнуитские джайнские секты. Джайнские храмы, обычно построенные на вершинах невысоких гор, отмечены необычным кружевным декором. Согласно учению Д., Вселенная делится на мир (лока) и окружающее его бесконечное пространство (акаша). Лока состоит из трех (напоминая брахманское представление о три-лока) усеченных конусов или пирамид, образуя Лока-пурушу ("Вселенского мужа"), на уровне талии которого находится Мадхьялока, ниже — Аддхалока, а выше — Урдхвалока (ср. изображение трипольского четырехрукого Титана из Петрен, сложенного также из трех треугольников). Обитатели мира состоят из растений, низших и высших животных, людей, обитателей ада, божеств и сиддхов (совершенных). Нижний мир по вертикали состоит из семи слоев. В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа (очевидно, планета Земля, ныне несправедливо отождествляемая с Индией), в центре которого возвышается ось мира, гора Мандара, или Меру. Вселенная существует вечно и развивается в рамках циклов (исчисленных в огромных цифрах, видимо, долей секунды), состоящих из периодов восхождения (утсарпини) и нисхождения (авасарпини), вечно сменяющих друг друга. Колесо времени имеет 12 "спиц" — "веков" (месяцев); шесть из них относятся к "восходящему", а шесть — к "нисходящему" полуобороту колеса. В нижнем и верхнем мирах располагаются четыре группы божеств: бхаванавасины и вьянтара, или ванамантара, — божества, живущие в подземных дворцах; джйотишка — божества светил, обитающие между землей и верхним миром; вайманика — небесные божества, живущие в виманах ("самолетах", созвездиях) верхнего мира. Светила — третий из четырех разрядов джайнских божеств — включают солнца, луны, планеты, зодиакальные созвездия, или "лунные дома" (накшатры), звезды. Солнца и луны являются правителями-индрами, в свиту каждой пары "солнце — луна" входят 38 планет, 28 созвездий и 66 975х1014 звезд. Все они вращаются вокруг горы Меру в драгоценных колесницах, влекомых тысячами божеств, имеющих на востоке облик львов, на западе — быков, на юге — слонов и на севере — лошадей. "63 замечательных мужа" состоят из трех групп небесных управителей "колеса времени" (солнечно-лунного календаря): 12 чакравартинов ("вращателей колеса", полнолуний), 24 тиртханкаров (полумесяцев) и 27 дэвов ("светочей", лунных стоянок).

Ади-Пурана — авторитетный текст джайнов-дигамбаров, содержащий жизнеописания 63 джайнских святых, был составлен в 9 в. Джинасеной, затем дополнен Гунабхадрой. Триада "богов" — Баладэва, Васудэва, Пративасудэва — 9 раз появляется в числе "63 замечательных людей" (Шалака-пуруша) на каждом полуобороте "колеса времени" (Калачакра). Восьмая триада представлена знаменитыми по "Рамаяне" Рамой, Лакшманой и Раваной. "Замечательные мужи" происходят из вишнуитских родов Икшвакукула и Харивамша, причем Баладэва является старшим сводным братом Васудэвы, а Пративасудэва — врагом последнего. Васудэва часто именуется Нараяной или Вишну, а Пративасудэва — Пративишну. Конфликт между ними обычно состоит в том, что Пративасудэва захватывает большую часть Бхараты, из-за чего Васудэва идет на него войной и убивает его. Пративасудэва ввергается в ад за свои злодеяния, а Васудэва проводит остаток жизни в счастье и чувственных утехах. После смерти он также попадает в ад, а его брат Баладэва так горюет, что принимает монашество и достигает освобождения (мокши). В Д. 24 учителя, достигшие освобождения и ставшие сиддхами, именуются тиртханкарами ("творцами проторов"). Они почитаются джайнами как высшие небожители, видимо, олицетворяя 24 половины синодического месяца; традиция наделяет каждого из них 34 благими свойствами. Двенадцать "вселенских царей" — Чакравартины — символизируют полную луну в 12 знаках солнечного зодиака и появляются в каждом цикле вместе с тиртханкарами и дэвами. Джайны насчитывают астрономическое количество малых божеств, особенно в среднем мире, где божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева, океана, поля и т. п. О них обычно не сообщается ничего, кроме имени.

Джайны внесли заметный вклад как в метафизику и историю индийских философий, так и в эпистемологию и логику, этику и психологию. В центре джайнской религиозно-философской доктрины — экзистенциальная проблема: учение о пути к освобождению из круговорота рождений, которое может быть достигнуто обретением "трех сокровищ" (три-ратна): правильного мировоззрения (самьяг-даршана), правильного познания (самьяг-джняна) и правильного поведения (самьяг-чарита). Метафизика джайнов представляет собой, по выражению С. Радхакришнана, плюралистический реализм, характеризующийся множественностью субстанций и категорий бытия (таттв), что некоторыми деталями сближает ее с ведийскими системами санкхья, вайшешика и с буддийской сарвастивада-вайбхашикой, а некоторыми другими элементами весьма напоминает диалектический материализм. Таттвы — это семь (реже — девять) онтологических и экзистенциальных категорий Д.: джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара и мокша. Джива рассматривается как одна субстанция, хотя отдельных джив много; остальные субстанции составляют адживу. Каждый объект — сочетание аджив (неживых элементов) и, по крайней мере, одной дживы (живой души). Таким образом, даже камни и металлы имеют души. Растения и деревья имеют по две дживы (по этой причине плоды предпочтительно должны собираться после их падения с дерева, а не срываться). Животные имеют три или больше дживы. Джайнам позволено принимать в пищу только то, что имеет две дживы: воду и молоко, плоды, орехи и овощи. Вкушение остального ведет к нарушению основного закона ахимсы, или "нехищности" и непричинения вреда. Джайны признают дуалистический принцип: дживе противополагается аджива. Аджива — атомарна и бессознательна. Джива — духовное непротяженное вечное начало — действует и испытывает последствия действий. Ее определяющим признаком является способность воспринимать, чувствовать (упайога), на высших ступенях развития — сознавать и совершать поступки. Дживы взаимодействуют с кармой ("действием", законом причинно-следственной связи поступков), обретают тела и рождаются в этом мире в виде живых существ, попадая в круговорот сансары ("самодвижения", перерождения). Мир состоит из джив и 5 видов адживы, неживого: пространства (акаша); полевой "основы, или опоры" (дхарма — см.) движения в мире; "отсутствия основы" (адхарма) изменения скорости движения, отвечающей за "устойчивость" скорости, или инерцию; вещества (пудгала) и времени (кала). Субстанции вечны и неизменны, все, кроме вещества, неделимы, не имеют формы и не ощущаемы. Первой из материальных субстанций является вещество (пудгала), неразрывно связанное с движением и бесконечным разнообразием качеств, состоящее из атомов (ану и параману) и их соединений (скандха), или молекул. Видоизменения вещества производятся комбинациями атомов "разного заряда" и их обусловленной временем непрерывной энергетической пульсацией. Вторая неживая субстанция — непрерывное и бесконечное пространство (акаша), условно разделяемое на участки (прадеши). В условиях "необычайного сжатия" одна прадеша, обычно вмещающая один атом, способна вместить атомы всего мира. Пространство беспредельно, но субстанции, обусловливающие возможность движения и неподвижности, заполняют только ограниченную его часть, видимый нами мир (лока). Все остальное пространство невидимо и называется "немиром" (алока). Дигамбары признают в виде пятой неживой субстанции время (кала), которое определяется как основа существования всех субстанций. Время подразделяется на "обязательное" (нишчая) и условно-обиходное (вьявахара). Условное время применяется для исчисления определенного. Время в центральной части мира медленно пульсирует, обусловливая плавное чередование периодов прогресса и регресса. Вторая "драгоценность" Д. — "правильное познание" — описывает средства познания (прамана) и точки зрения (найя). Джайны признают пять видов познания: мати, или обычное познание (восприятие, память, узнавание-понимание: тарка-индукция, анумана-дедукция), шрути (слово, описание), авадхи (ясновидение), манах-парьяя (телепатия) и кевала (всеведение).

Особую роль в эпистемологии Д. играла доктрина множественности точек зрения (анэканта-вада). "Учение о множестве", предполагающее условность и неполноту всякого высказывания об объекте познания, представляет собой подробно разработанный диалектический метод. Учение формулируется в виде двух самостоятельных принципов: сьядвады ("учения о предположении") и наявады ("учения об отношениях"). Действительность в Д. характеризуется "многогранностью", которую не способен охватить отдельный ум. Ввиду многогранности и неоднозначности (анэканта) реальности следует отказаться от абсолютизирования любой ее интерпретации. Все наши оценки и суждения, таким образом, неизбежно относительны, обусловлены временем и обстоятельствами, а также точкой зрения (наей). Любое высказывание о реальности может быть истинным только с определенной точки зрения. Существует множество точек зрения, следовательно, всякое высказывание относительно. Ввиду этого гипотетический метод (сьяд-вада), основанный на предположении, является наиболее оправданным. Правильный ответ на любое суждение — сьяд, т. е. "возможно", или "сьяд асти, сьяд на-асти", "возможно, так, возможно, не так"; или "да — нет". Джайны далее считают, что утверждение "А" есть "В" не исключает возможность утверждения: "A" не является "B", так как имеется множество точек зрения (даршана) на предмет, а именно 7 или 353 (количество дней в неделе и в 12 синодических месяцах без одного дня). Полная истинность возможна только на уровне "цельного" (кевала) познания. Умозаключение джайнов носит ярко выраженную риторическую направленность и является расширением пятичленного вывода ньяи "для других". Оно состоит не из пяти, а из десяти элементов: тезиса, его уточнения, основания вывода, его уточнения, контртезиса, его опровержения, примера, возражения против него, его опровержения и вывода.

Главным стремлением джайнов, как буддистов и индусов, является абсолютно безупречная жизнь, основанная на "трех драгоценностях" (правильном знании, правильном поведении и правильных усилиях), завершающаяся мокшей, освобождением с помощью йоги, которая считается вершиной их аскетической практики. Она отличается от брахманской 8-членной йоги Патанджали, пожалуй, только большим вниманием к этическим и психологическим ступеням (пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи), которые особо подробно описаны в многочисленных пособиях. Освобождение дживы от кармы, т. е. от пут материального мира, и превращение дживы в сиддха возможны только для джинов, высших душ. Как у буддистов и индусов, у джайнов выделяются: архаты ("достойные"), располагающиеся в социальной иерархии чуть ниже джинов; кайвалины, достигшие состояния кайвальи ("исключительности", "уникальности", или "целостности"); йати (аскеты), муни, или "молчальники"; нагие ниргрантхи ("не связанные" страстью и собственностью); шраваки (миряне) и несколько других разрядов верующих. Каждый разряд имеет собственный набор обетов и собственный кодекс жизни. Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, а предотвращение нового притока кармы обеспечивается строгой дисциплиной, предполагающей соблюдение многих обетов, основными среди которых являются: ненасилие, т. е. непричинение вреда всем живым существам (ахимса), правдивость (сатья), неворовство (астея), целомудрие (брахмачарья), а также отказ от собственности и воздержанность от суетных привязанностей (апариграха). Эти правила являются основными и в брахманской йоге, и в брахманских дхармашастрах. Ненасилие — ахимса — одно из важнейших нравственных понятий и требований монашеской жизни представителей Д., обязательное также и для всех школ индуизма, ориентированных на мокшу (кроме мимансы и некоторых сект тантры). Ахимса понимается как отказ от причинения прямого, опосредованного или косвенного вреда любому живому существу, даже микроорганизму. Гунастхана в Д. — это 14 ступеней духовного освобождения, предполагающих случайные проблески сознания, утверждение в правильном воззрении, осознанное принятие учения, контроль над душевными состояниями, отказ от чувственных удовольствий, сострадание, полное принятия учения, соблюдение обетов, преодоление привязанности к миру, овладение телом и телепатическим познанием, преодоление сексуального желания, гнева, гордости, хитрости, алчности, подавление кармы, наконец, обретение абсолютного знания и абсолютного восприятия, достижение цельного знания, оставление тела и перемещение в мир Совершенных (сиддхи).

Монахи в Д. соблюдают абсолютное целомудрие, отказываются от всех мирских удовольствий и собственности и предаются тапасу ("самообузданию" или аскетизму с длительными голодовками, умерщвлением плоти), изучению писаний и размышлениям. Они не имеют права съедать в день больше тридцати двух кусочков пищи размером с яйцо. Самоубийство с помощью медленного голодания рассматривается как духовный подвиг. Обеты понимались буквально и строго. Монахам не разрешалось заниматься сельским хозяйством, так как оно сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывается строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежит процеживать, у рта — носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Монахи обычно носят чашу для подаяний, трость, дорожную метлу (чтобы сметать перед собой насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходят из дому), марлевую повязку, прикрывающую рот (чтобы не проглотить ненароком насекомое). Кешалунчана у джайнских аскетов означает удаление волос с головы, включая бороду и усы. В отличие от буддистов, джайнские аскеты не употребляют бритву и, в отличие от индусов, не отращивают волосы: они выщипывают их.

Джайны-миряне в целом ведут обычную жизнь, не отличающуюся от прочих индусов, преследуя три цели: разрешенные чувственные удовольствия в лоне семьи, богатство, которому отдается явное предпочтение, как и в "Артха-шастре", и благополучие общества и государства. Воины, например, должны быть храбрыми и готовыми умереть за свою страну; царь должен заботиться о крепостях, войске, казне, министрах и оберегать граждан и их благополучие, строго наказывая преступников, предателей и врагов. Джайн-мирянин соблюдает только некоторые обеты (постепенно готовясь к старости, когда он может отречься от всего и сосредоточиться на достижении освобождения). Он обязан всегда говорить правду и воздерживаться от лжи и воровства; супруги должны соблюдать строгую верность в браке. Чувственное удовольствие не считается грехом; но нужно строго обуздывать запретные желания и, насколько возможно, культивировать безразличие к удовольствию и боли. Нужно ограничить свои перемещения, чтобы сократить количество искушений. К концу жизни джайн часто передает свою собственность детям, ближним родственникам или храму и посвящает себя размышлению и аскетизму. Обыватели также обязаны соблюдать периоды размышления и тапаса. Обрядовая жизнь джайнов-мирян и индусов отличается незначительно.

Джайнские общины образуют особые касты в индусском обществе. Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров, паломничества и связанные с ними посты и праздники, часто совпадающие с общеиндийскими. Авашьяка — суть шесть ежедневных обязанностей джайна-мирянина: изучение (священных текстов), восхваление тиртханкаров, поклонение аскетам, покаяние в совершенных проступках, отказ от намерений совершать вредные действия, временное отречение от тела. Прати-крамана ("покаяние") заключается в общественном признании своих грехов, выражении желания улучшиться и стать духовно чище. Грехи, совершенные ночью, признаются утром; в течение дня — вечером. В конце каждых двух недель имеет место более торжественное признание.

М. И. Михайлов


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр.), религиозное учение, распространенное в Индии, основанное современником Будды Махавирой Вардхаманой (VI в. до н.э.). Основная космогоническая доктрина джайнизма делит Вселенную на мир и бесконечно большой не-мир, в котором нет ничего, кроме пространства – акаши, и...
Философский словарь
(от имени собств. Джина) - одна из религий Индии, возн. в 6 в. до н.э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из к-рых - Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот, кто победил карму и устранил препятствия с пути...
Философский словарь
- неклассическая религиозно-философская система традиционной индийской культуры. Наряду с буддизмом и локаятой относится к числу школ, не признающих авторитет Вед (настика). Термин Д. происходит от санскр. "джина" - "победитель". Возникновение Д. связывается с деятельностью 24...
Философский словарь
индийское религиозно-философское учение, возникшее в 6-5 вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее влиятельных религий Индии. Его основатель – проповедник Вардхамана, названный впоследствии Махавирой (Великим героем) и Джиной (Победителем). Как и для буддизма, для джайнизма...
Словарь индуизма
, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм - неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и...
Новейший философский словарь
ДЖАЙНИЗМ (санскр джина - победитель) - одна из древнейших религий Индии, возникшая в 6 в до нэ и сохранившаяся до наших дней, а также религиозно-философское учение Иногда Д как религию не правомерно называют сектой буддизма Приверженцы Д, джайны, утверждают, что эту религию им...

Поделиться:

Реклама