Дьявол - это...
I ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
1) рус слово "Д" происходит от греч диаболос, "клеветник", "подстрекатель" Это греч слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр слова см Сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, к-рую мы собств и именуем Д Греч слово эхтрос ("враг") также является особым обозначением Д в притче о плевелах среди пшеницы (Мф 13:24 и след; ср Лк 10:19) Д, или сатана (греч сатанас), - это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель (греч пейрадзон; Мф 4:3; 1Фес 3:5) он своими действиями стремится поссорить человека с Богом (Быт 3; Мф 4; Лк 4) Вероятно, с намеком на Быт 3 в Откровении Д назван драконом и древним змием (Откр 12:9; 20:2);
2) Д, в соотв с его сущностью, назван также "злым" (греч го понэрос (в Синод пер - "лукавый" - Мф 13:19; 1Ин 2:13,14; 3:12; 5:18)) То, что под "лукавым" здесь действит подразумевается Д, следует из парал к Мф 13:19 мест, где упоминаются сатана(Мк 4:15) и Д (Лк 8:12) Но в нек-рых местах Библии форма греч слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте - "злой" или "зло" Одно из таких спорных мест - это Мф 6:13 в молитве см Отче наш Вост Церковь считает, что здесь речь идет о "злом" ("лукавом"), те о Д, Зап Церковь толкует это слово как "зло" Этой традиции следует и Лютер, но, с др стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие "зло" он включает и Д, "злонамеренного, злобного, главного врага" Тексты Мф 5:37; 13:38; Ин 17:15 также при-обретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д, в чьей власти лежит весь мир (1Ин 5:19);
3) будучи "правителем (в Синод пер - "князем") мира сего" (Ин 12:31; 14:30; 16:11), Д является самым ярым противником Спасителя Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает (Лк 4:6)Павел даже называет его "богом века сего" (2Кор 4:4), стяжавшим себе славу этого мира Д представлен также в образе "сильного", охраняющего свой дом (Мк 3:27 и парал) Во власти Д находятся и неспасенные люди (Деян 26:18), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти (1Кол 1:13);
4) царству Д принадлежат нечистые духи (см Косматый, леший), и демоны, или бесы (греч даймонион) Это греч слово, вероятно, напоминает о языч воззрениях на демонов, но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала; однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь человека Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы (Мф 8:29,31; Мк 1:24)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: