Двенадцать апостолов - это...
ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ (апостол [см.] — от греч. "посланник") — согласно Новому Завету, ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для того, чтобы нести Его учение и весть о Его Воскресении людям, и составившие ядро раннехристианской общины. Д. А. часто именуются просто "двенадцать" или "ученики", причем число "12" не случайно: оно устанавливает аналогию, прежде всего, с Двенадцатью сыновьями Йаакова (Иакова) и произошедшими от них двенадцатью коленами Израилевыми (см. Колена Израилевы, Йисраэль). Как 12 колен Израилевых образовали некогда избранный Богом народ, так теперь Д. А. должны основать новое избранничество и стать создателями Общины Нового Завета — Церкви Христовой. Как отмечает С. С. Аверинцев, "двенадцать апостолов как бы суммируют для акта "нового избрания" всю двенадцатичастную полноту "избранного народа"; в час эсхатологического суда (см. Страшный суд, Эсхатология. — Ред.) им предстоит "на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Матф 19:28).
Д. А. перечислены в синоптических Евангелиях (Матф 10:2—4; Марк 3:16—19; Лук 6:14—16) и в Деяниях Апостолов (1:13), однако каждый раз их порядок несколько варьируется: братья Петр [см.] (Симон) и Андрей (см. Андрей Первозванный), рыбаки, призванные первыми, когда Иисус проходил близ "моря Галилейского" (озера Кинерет); братья-рыбаки Иаков Старший и Иоанн, который получит прозвание Богослов (оба — сыновья некоего Зеведея, точнее — Завди; отсюда — Иаков Зеведеев); далее — Филипп, Варфоломей, мытарь (сборщик податей) Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (он же — Иуда Леввей, отождествляемый с автором Послания Иуды в Новом Завете), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего на его место избран по жребию Матфий (Деян 1:15—26), чем, согласно С. С. Аверинцеву, "подчеркнута сакраментальная значимость самого числа двенадцать".
Д. А. сопровождают Иисуса в Его пути, слушают Его речи и поучения и принимают участие во всех наиболее значительных евангельских сценах — Тайная Вечеря, Иисус в Гефсиманском саду ("Моление о чаше"), Вознесение Иисуса. Именно им Иисус является после смерти и обращает к ним (точнее, к одиннадцати, до избрания Матфия) призыв: "… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до окончания века" (Матф 28:19—20). Именно Д. А. ангелы возвещают Второе пришествие Иисуса (Деян 1); на них в праздник Пятидесятницы (см.; см. также Шавуот) нисходит Дух Святой, и они начинают говорить на незнакомых языках (Деян 2). Д. А., а также ап. Павел распространяют христианство среди народов.
После избрания Д. А. Иисус избирает еще 70 учеников (апостолов), что, как пишет С. С. Аверинцев, "намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70: 12 — число Израиля, соответственно — "нового Израиля", т. е. Церкви, "богочеловеческое" число… число особого избранничества…; 70 — число "эйкумены", всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Быт 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически-мидрашистской литературе (см. Талмуд, Мидраш. — Ред.) как общее число народов мира".
С числом Д. А., как и 12 колен Израилевых, соотнесена числовая символика в описании эсхатологического "небесного Иерусалима" в Апокалипсисе Иоанна Богослова (см. Апокалипсис): 12 ворот; 12 ангелов; имена 12 колен Израилевых, написанных на воротах; 12 оснований стены города и на них — имена "двенадцати Апостолов Агнца" (Откр 21:12—14). Далее перечислены 12 камней, которыми украшены 12 оснований города и которые средневековая христианская традиция распределяла между Д. А. — подобно тому, как талмудическая иудейская традиция распределяла драгоценные камни на нагруднике (эфоде) Аарона между 12 коленами Израилевыми. По мнению С. С. Аверинцева, "широкий контекст, в котором жили представления о значении числа Д. А. (излагаемые, например, в анонимной "Проповеди на рождество святого Матфея", возникшей в Трире в 12 в.), — это символика зодиакальной дюжины в ее астрологических, пифагорейско-математических, языческих (классических, т. е. античных, и фольклорно-"варварских") и библейских преломлениях [древняя двенадцатеричная система счисления, оставившая реликты в различных областях мысли и быта; 12 верховных богов в Греции и Риме; 12 сыновей Иакова, 12 т. н. "малых" ветхозаветных пророков; в рыцарском эпосе Средневековья — 12 рыцарей Круглого стола в легендах о Граале (см. — Ред.) и т. п.]".
Образы Д. А. ярко представлены в христианской иконографии и живописи (чаще всего — в сценах Тайной Вечери, сошествия Св. Духа, причащения Д. А. и т. д.).
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: