Двадцати утверждений самоотношения тест - это...
Двадцати утверждений самоотношения тест (Twenty statements attitude test) — опросник личностный, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Предназначен для исследования самоотношения. Предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г.
Д. у. с. т. основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 мин. дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто я такой?" В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Категории контент-анализа, которые используются в тесте, были выделены на основе ряда исследований. Таковыми являются: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политическо-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка. Теоретической основой создания Д. у. с. т. является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к ней другим лицом вопрос: "Кто Вы такой?"). Общая тенденция в ответах состоит в том, что "присоединяющие" утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем "дифференцирующие". Среди наиболее частых категорий, выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, — профессиональная идентичность, семейная роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст. Пока более ясны социологические закономерности, проявляющиеся в ответах испытуемых (например, возраст чаще упоминают молодые и пожилые люди, женщины чаще упоминают семейный статус, мужчины — половую принадлежность), чем психологические. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако, это не является доказанным. Возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т. д. Так, показано, что дети чаще, чем взрослые, определяют себя через ситуативные и частные особенности, а частота упоминания расы и национальности зависит от этнической однородности общества, к которому принадлежит испытуемый. Различаются ответы, касающиеся самоидентичности в рамках индивидуального уровня самосознания и ответы, относящиеся к личностной самоидентичности. Диагностическое использование Д. у. с. т. затрудняется отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов.
Л. Ф. Бурлачук
Поделиться: