Два философских существа - это...
ДВА ФИЛОСОФСКИХ СУЩЕСТВА — символы, используемые для доказательства определенных теоретических положений философии.
Первое философское существо — статуя Э. Б. де Кондильяка. Он использовал его для опровержения теории Декарта о врожденных идеях. Мраморная статуя Кондильяка была устроена подобно человеческому телу, наделена душой, но не способна мыслить и чувствовать. Из всех чувств она обладала простейшим обонянием. Статуя оживала от запаха жасмина. Для нее этот запах представлял всю Вселенную. Х. Л. Борхес передает рефлексию существа следующим образом: "Пусть в сознании статуи будет один-единственный запах — вот вам и внимание; пусть запах этот длится, когда причина, вызвавшая его, уже исчезла, — вот вам и память; пусть внимание статуи сопоставит впечатление настоящего и впечатление прошлого — вот способность сравнения; пусть статуя почувствует сходство и различие — это будет суждение; пусть способность сравнения и суждения повторяется во второй раз — вот вам размышление; пусть приятное воспоминание будет живее, чем неприятное впечатление, — вот воображение. Когда уже родилась способность понимания, за нею возникает способность воли: любовь и ненависть (влечение и отвращение), надежда и страх. Сознание того, что пройдены многие состояния ума, даст статуе понятие числа; сознание того, что сейчас она ощущает запах гвоздики, а прежде был запах жасмина, породит понятие "Я". Таким образом, Кондильяк устанавливал связь между незначительным внешним раздражителем и формированием сложной системы сознания, опровергая тем самым тезис о врожденном характере идей.
Второе философское существо — "гипотетическое животное", сконструированное Р. Г. Лотце, — использовалось для опровержения кантовского агностицизма. У "гипотетического животного" имеется лишь одна чувствительная точка на конце усика. Но этого достаточно для того, чтобы оно смогло познать внешний мир и отличить объект неподвижный от двигающегося.
Источ.: Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.
Поделиться: