Дубнов - это...

ДУБНОВ Семен (Шимон) Маркович (1860—1941) — еврейско-белорусский историк, мыслитель, публицист, общественный деятель. Родился в г. Мстиславль Могилевской губернии, Беларусь. Получил традиционное еврейское образование, но рано отошел от ортодоксального иудаизма (см. Ортодоксальный иудаизм). Общее образование получил самостоятельно. Испытал сильное влияние позитивизма (прежде всего, И. Тэна), а также идей Э. Ренана. С 1906 поселился в Петербурге, где преподавал еврейскую историю на Курсах востоковедения, основанных бароном Д. Гинцбургом, а с 1919 — в Еврейском народном университете. Д. был одним из основателей Еврейского историко-этнографического общества, а с 1909 по 1918 — редактором издаваемого этим обществом журнала "Еврейская старина" (вел раздел "Хасидиана"). Был членом Общества для распространения просвещения между евреями в России, боролся за создание национальных еврейских школ. В 1922 эмигрировал и поселился в Ковно (Каунас), а затем в Берлине. После прихода Гитлера к власти (1933) переехал в Ригу. Был арестован в сентябре 1941, после оккупации Риги фашистами, помещен в гетто, где продолжал научные исследования. 8 декабря 1941 был включен в очередную колонну смертников. Место и дата смерти точно не известны.

Д. был крупным исследователем еврейской истории в целом и истории хасидизма (см.), которому были посвящены уже первые его работы. В историко-философском этюде "Что такое еврейская история?" (1893) Д. вслед за Г. Грецем представил историю еврейского народа как историю развития национального и религиозного духа. Автор "Учебника еврейской истории" (в 3 томах, Одесса, 1898—1901), "Всеобщей истории евреев" (т. 1, Одесса, 1901; отд. изд. в 3 томах, СПб., 1904—1906), монументального труда "Всемирная история еврейского народа" (первое изд. — на нем. языке, 10 томов, Берлин, 1925—1929; затем на иврите, 1923—1938; на идише, 1948—1958; полное изд. в оригинале — на русском языке — в Риге в 1934—1938). В 1930—1931 в Тель-Авиве вышел на иврите труд Д. "Тольдот Ѓа-хасидут" ("История хасидизма"). Д. был одним из редакторов Еврейской энциклопедии в 16 тт. (1908—1913) и Jewish Encyclopedia (1901—1905).

Д. определял еврейский народ как "народ, чьим домом является весь мир" и полагал, что именно после разрушения Второго Храма (см. Храм) в 70 он перешел к высшей, т. е. культурно-духовной, стадии исторического развития. Иудаизм Д. рассматривал как средство национальной самозащиты еврейского народа, лишенного обычных средств самосохранения, которыми обладают в основном другие народы в лице государства. По его мнению, в эпоху эмансипации, начавшуюся с Ѓаскалы, иудаизм как религия теряет свою защитную функцию и должен существовать лишь как культура и цивилизация; еврейский народ, вступивший в эпоху сотрудничества с другими народами, должен развивать светскую культуру на языке идиш. Таким образом, Д. отрицал как сионизм, считая его проявлением псевдомессианства (см. Машиах), так и ассимиляторство, противопоставляя им собственную концепцию автономизма ("Письма о старом и новом еврействе", 1897—1902). Эти идеи звучат и в последних его публицистических статьях, опубликованных в Париже в 1939: "Русско-еврейская интеллигенция в историческом аспекте" (в журнале "Еврейский мир") и "Пробуждение мировой совести и участь еврейства" ("Русские записки", кн. 4).


Поделиться:

Реклама