Дуализм - это...

ДУАЛИЗМ (лат dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д: Декарт, Мальб-ранш и др; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д"), объекта и субъекта (гносеологический Д: Юм, Кант и др), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д: Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели: орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др) Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции - монизм и плюрализм; 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской - ив целом западной - интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение: мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве - с другой Соединяющая оба мира "лестница любви и красоты" (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной) Д понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см у Спинозы, например: "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"), - в то время как применительно к восточным воззрениям термин "Д" означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср "Д" ян и инь в древнекитайской культуре и Д мужского и женского начал в культуре Европы - см СЕКС) Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), - в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма В качестве культурного феномена Д проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом - Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию Монизм - Д в рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную - в различных модификациях - для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике) Вместе с тем, означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене "разорванного сознания", аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср с традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см гегелевское "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием") Монистич-ность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса В этом контексте жесткий Д Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д любви земной и небесной как Д плотского греха и духовного возрождения, например, - см ЛЮБОВЬ) Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, те вторичного по отношению к исходному состояния: гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке; космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии; артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см ТЕЛЕОЛОГИЯ); переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационно-го процесса (обожение природы в моделях космизма); нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике; фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и тд Фундаментальный Д западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам: рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций (см ИИСУС ХРИСТОС), что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср с "женщиной с двумя пупками" у Н Хоакина)


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
мистическая концепция о противостоянии двух верховных сил, верховных богов или богов и демонов, которое определяет ход мировой истории. Дуализм в самом широком понимании присутствует в каждой религии, которая противопоставляет священное и мирское. Индусские философы исследовали...
Энциклопедия "Религия"
ДУАЛИЗМ — характерная черта ряда религий, сводящаяся к вере в существование двух противоположных сверхъестественных сил или божеств, совместно — в неизбывном борении между собой — контролирующих мир. Элементы Д. присутствуют в любом религиозном мировоззрении, полагающем...
Философский словарь
(лат. dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальбранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."),...
Философский словарь
- 1) в метафизике способ объяснения многообразия сущего двумя разными, одинаково древними или извечными, не сводимыми друг ко другу или противоположными началами. Всецелая реальность предстает в дуализме не как сосуществование двух разных планов бытия, а как их неразрывная...
Философский словарь
(от лат.-двойственный): а) в узком смысле применяется для характеристики философских учений, считающих – в противоположностьмонизму и плюрализму – бытие и сознание, материальное и идеальное (духовное) двумя равноправными началами (субстанциями); б) в широком смысле служит для...
Философский словарь
- учение, утверждающее, что в основе всего существующего находятся два начала.
Психологический словарь
(от лат. dualis - двойственный) - философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту - , есть две субстанции - материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении - . При...
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от лат. dualis - двойственный. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. По Декарту, есть две субстанции - материя,...
Психологическая энциклопедия
Философская позиция, которая обычно встречается в дискуссиях о теле и разуме. проводит различие между телом и разумом двумя способами. Параллельный дуализм рассматривает тело и разум как фундаментально различные части одного организма: они сосуществуют, но в обособленном и...
Психологическая энциклопедия
Любые из ряда философских положений, которые допускают два отдельных состояния природы или два набора фундаментальных принципов Вселенной. Как провозгласил Платон, различие существует между духом и материей. В современных дебатах проблема обычно сводится к разграничению сознания...

Поделиться:

Реклама