Дриш (driesch) Ханс - это...

(1867-1941) - нем. биолог и философ, один из основоположников современного витализма, ученик Э. Геккеля. В 1911-34 - проф. в Гейдельберге, Кёльне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Д. начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него, убедившись в необходимости обосновать самостоятельность биологии. Немеханистический подход, согласно Д., означает отказ от применения к живой природе понятий физико-химической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Знаменитые опыты Д. с яйцами морского ежа показали способностьорганизма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Д., не сводимы к простым машинообразным рефлексам, тем более необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода Д. называл "эквипотенциальными" и "гармоническими", а регуляции, ведущие разными путями к одной цели, - "эквифинальными". Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Вслед за Аристотелем Д. назвал его "энтелехией", но это понятие имело у него не только натурфилософский, но и операциональный, научный смысл. Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия, по Д., осуществляет "каузальность целостности". "Целостность" и "Индивидуальность", по Д., усматриваются интуитивно. Эта установка обусловила интуитивно-феноменологический характер его философской концепции. Энтелехия, по Д., может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальныйэффект этого мыслимого фактора. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым Д. исследовал в рамках так называемого "учения о порядке", в которое входили методология науки, этика и эстетика. Философия Д. строится на строго солипсической основе, но, как и у Гуссерля, не в догматическом, а в "методическом" смысле. Я - пассивно, не-деятельно, оно "имеет" нечто, причем усматривает в нем "порядок", т.е. некую "окончательность-в-себе" этого имеемого нечто. Осознавать знание и значит, согласно Д., философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается "полаганием", т.е. акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая "теперь" и "прежде", можно, по мысли Д., прийти к понятию "становления" как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в том числе и "каузальность целостности", где основанием становления является энтелехия. "Учение о порядке" Д. не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении "учения о действительности". Согласно Д., можно усмотреть больше порядка, положив за эмпирически данным "действительное", "абсолютное". Познание "действительного" индуктивно и заключение о нем гипотетично. Витализм Д. был популярен в первое десятилетие XX века, а его логические и онтологические идеи - в 20-е годы. Существенное влияние его концепция оказала на философскую антропологию Гелена и Плеснера. A.A. Филиппов Витализм. Его история и система М., 1915; Philosophie des Organischen. Bde. 1-2. Leipzig, 1909; Wirklichkeitslehre. Leipzig, 1917; Parapsychologie. Leipzig, 1932.


Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия
(28.10.1867, Кройцнах - 16.04.1941, Лейпциг) - немецкий биолог, основатель неовитализма. Биография. Профессор философии. Исследования. Занимался проблемами регенерации и репродукции. На основе своих исследований эмбрионального развития организма сформулировал...

Поделиться:

Реклама