Древо познания Добра и Зла - это...

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА — в библейской Книге Бытия (см. Бытие, Тора) — особое Древо, посаженное Богом в Эдемском саду (см. Ган Эден, Тора) и символизирующее познание в его библейском смысле, т. е. знание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом (см. Добро и Зло). При этом Бог запрещает до определенного времени вкушать плоды с Д. П. Д. и З. (о смысле запрета см. подробнее Тора), но Адам и Ева (см. Хавва), искушаемые змеем, нарушают запрет.

В Библии есть неопределенная неточность, размытость в протипоставлении Д. П. Д. и З. и Древа Жизни, что, возможно, объясняет, почему их "путает" Ева в беседе со змеем. И то, и другое дерево — взаимосвязанные вариации архетипа arbor mundi ("древа мира", "мирового древа"), олицетворяющего структуру мироздания. Именно древнееврейская культура переосмысливает древний архетип в русле монотеизма, в котором познание направлено, прежде всего, на различение Добра и Зла. Д. П. Д. и З. символизирует всю полноту человеческого знания в его неизбежной экзистенциальной ограниченности и трагической двусмысленности, амбивалентности; то знание, которое, согласно Экклесиасту (см. Коѓэлет), "умножает печаль" (Еккл 1:18), но без которого уже невозможны человеческая история, ни восхождение человечества к совершенству.

Уже самые первые комментаторы в иудейской традиции видели в Д. П. Д. и З. безусловный символ. Однако и со времен мудрецов Торы и Талмуда, равно как и со времени, когда Библия постепенно вместе с христианством распространяется по миру, Д. П. Д. и З. пытались представить в облике того или иного конкретного дерева — смоковницы, гранатника, виноградной лозы, яблони, даже некой гигантской пшеницы, а также в виде разного рода фантастических деревьев с чудесными плодами. Более того, в европейском искусстве конкретные и аллегорические, символические изображения Д. П. Д. и З. тяготеют к конвергенции с изображениями Древа Жизни. Так, они объединяются в единое Древо Жизни и Смерти на миниатюре Б. Фуртмайра в молитвеннике епископа Зальцбургского (Мюнхен, 1481); сливаются с Крестом страданий Иисуса Христа в картине итальянского художника начала 14 в. Пасино де Бонагвидо "Иисус, распятый на Древе Жизни"; трансформируются в "алхимическое" древо, отражающее процесс индивидуации (в терминологии К.-Г. Юнга) и воплощающее инициацию, смерть и возрождение (миниатюра 16 в. из книги Фомы Аквинского [см.] "Об алхимии"); предстают как Древо человеческой жизни, двойной ствол которого то расходится, то вновь переплетается, как на гравюре английского художника Дж. Годдарда "Древо человеческой жизни" (1649); выступают как два различных древа, символизирующих два искушения, перед которыми стоит человек, на акварели английского поэта и художника У. Блейка "Падение человека" (1807), где эти два древа соединяет Иисус Христос, выводящий Адама и Еву в мир опыта. Уже непосредственно в тексте Торы заложено указание на то, что Д. П. Д. и З. символизирует весь человеческий опыт и три главных искушения, стоящих перед каждым человеком и всем человечеством: "И увидела женщина, что дерево хорошо для еды, и что оно — наслаждение для глаз, и желанно оно для познания…" (Быт 3:6). "Хорошо для еды" — искушение для тела; плотские инстинкты; "наслаждение для глаз" — искушение для души, искушение красотой, эстетическим чувством, которое может оторваться от этического; "желанно оно для познания" — искушение интеллектуальное, духовное, опасность интеллектуального и духовного снобизма. Через все три искушения перманентно проходят как каждый человек, так и все человечество. См. также Тора, Грехопадение, Хавва.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Древо познания добра и зла (Быт. II, 9) — древо посреди Рая, плоды с которого было запрещено вкушать первому человеку и называемое так потому, что человек через вкушение плода оного вопреки заповеди Божией познал самим опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией и...

Поделиться:

Реклама