Дов Бер из Межирича - это...
ДОВ БЕР из Межирича, Маггид из Межирича (1704—1773) — иудейский религиозный мыслитель, хасидский цаддик, преемник основателя хасидизма Йисраэля бен Элиэзера Бааль-Шем-Това. Родился в местечке Локачи на Украине (ныне — Волынская область), был маггидом (проповедником) в Кореце и Ровно, затем в Межириче на Волыни, превратившемся благодаря Д. Б. в центр хасидского движения. В конце жизни переехал в Аннополь, где и умер.
Д. Б. был глубоким знатоком Талмуда и Каббалы, испытал огромное влияние системы Йицхака Лурии (см. Лурия). Вначале вел строго аскетический образ жизни, от которого отказался под воздействием проповеди Бааль-Шем-Това. После смерти последнего (1760) был признан вождем хасидизма, "учителем всего рассеяния" (см. Галут). В личности Д. Б. соединились качества интеллектуала-талмудиста и вдохновенного проповедника. Его способность воодушевлять своих слушателей, стекавшихся к нему из разных областей Украины, Беларуси, Литвы, Польши, превратила небольшую горсточку мистиков (почитателей Бааль-Шем-Това) в мощное движение, во главе которого стояли цаддики — народные вожди, не облеченные формальным авторитетом.
Д. Б. обогатил хасидизм Бааль-Шем-Това идеями Лурианской Каббалы (см. Каббала). Учение Д. Б. представляет собой сложную теософскую систему, пантеистическую (точнее, панентеистическую) в своей основе: весь мир пребывает в Боге, равно как и Бог присутствует в любой частице Своего творения. С помощью молитвы и созерцания праведник может достичь теснейшего общения с Богом (см. Двекут). Д. Б. развивает принцип "служения Господу посредством материального" (авода бе-гашмиют), в основе которого — идея "высвобождения" Божьих искр (ницоцот) из грубых материальных оболочек-скорлуп (клиппот) через освящение конкретных актов повседневной жизни человека (еды, сна, труда и т. д.). Важнейшее значение Д. Б. придавал молитве праведника, способного отвлечься от всего земного и сосредоточиться на мысли о Боге. В учении об Избавлении (см. Геулла) Д. Б. акцентировал не столько исторический аспект народной судьбы, сколько духовный опыт личности. Проповедь Д. Б. оказала сильное воздействие на молодежь, отвлекая ее от занятий в йешивах, что вызвало особое возмущение митнагдим (идиш. миснагдим — букв. "оппоненты") — противников хасидизма, главой которых был Виленский Гаон — Элияѓу бен Шломо Залман, подвергший в 1772 Д. Б. и его сторонников херему — отлучению от общины. После смерти Д. Б. различные группы хасидов возглавили его ученики, самыми известными из которых были Менахем Мендл (Мендель) из Витебска (1730—1788), Аарон из Карлина, Зуся из Аннополя (ум. 1800), Леви Йицхак бен Меир из Бердичева, Шнеур Залман из Ляд и др.
В "Сказаниях хасидов" М. Бубера отмечено, что когда Д. Б. "стал известен во всем мире, он обратился к Богу, умоляя поведать, в чем он перед Ним согрешил".
Поделиться: