Должность - это...
I
В ВЗ наряду с общими Д (напр, главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар чиновники и тд) имеются и особые Д см Пророка см Судьи и см Старейшины Первые две Д, помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них, отличаются еще и тем, что призванные должны обладать особыми дух дарованиями и полномочиями Особое положение занимает см Царь, к-рый тоже может быть причислен к должностным лицам, но, являясь "помазанником Господним", относится к тем, кого Бог наделяет особыми полномочиями В религ жизни израильтян со времен Моисея постоянно существуют Д см Священника и см Первосвященника
II
В НЗ Иисус Христос, будучи Первосвященником (Евр 4:14) и Царем (Ин 18:37; 19:19), учредил в Церкви, к-рая является Его телом (Еф 1:22 и след) и Храмом Св Духа (Еф 2:20-22), определ Д Перевод соответствующего понятия как "Д" проблематичен, поскольку в греч тексте в большинстве случаев употребляется слово диакониа ("служение"), так что слово "должность" не вполне передает значение того, что имеется в виду Такой перевод скорее соответствует более поздним церковным структурам, чем является точной передачей смысла Поэтому лучше говорить о "служении" или "функции" (к-рые не обязат должны быть твердо закреплены за одним лицом) В этом отношении показательно, что НЗ вообще обходится без общеупотребит понятий для обозначения религиозных Д, а пользуется нейтральным описанием, чаще всего прибегая именно к слову диакониа
А НЕОБХОДИМОСТЬ
Поскольку Церковь, как тело Христово, "представляет" своего Господа на земле, то ее организац устройство не может быть представлено на усмотрение ее членов, а должно исходить от ее Главы - Иисуса Христа В НЗ мы не находим единой и обязат регламентации на этот счет, а видим значит многообразие форм (ср, напр, Посл к коринфянам с Посл к Тимофею и к Титу) Это не означает, что церк устройство может быть каким угодно и устанавливаться произвольно (во всяком случае, оно не должно навязываться извне) Критерий оценки внешнего церк устройства - это, в первую очередь, его соответствие сущности Церкви Примером здесь может служить стирание национальных и классовых различий "во Христе", о к-ром говорится в Кол 3:10 и след, а также в Гал 3:27 и след как о результате облечения в нового человека Преграды между людьми устраняются только в вере "во Христа Иисуса" (Гал 3:28), но наше пребывание "во Христе" должно влиять как на нашу личную жизнь, так и на жизнь Церкви (Кол 3:10) Вторым мерилом оценки церк устройства является его способность служить, а не препятствовать, выполнению предназначения Церкви В зависимости от внешних обстоятельств, здесь могут быть различия, как мы это видим на примере многообразия форм церк устройства в НЗ Может случиться, что потребуется изменение тех форм, к-рые когда-то соответствовали назначению Церкви, а теперь устарели Основополагающим для любой Д в новозавет Церкви является принцип всеобщего священства (1Пет 2:4-10; Откр 1:6; 5:10; 20:6; 1Кор 12:7 и след), ни одна Д больше не выполняет посреднич роли между человеком и Богом Несмотря на это, в соответствии с различ дарованиями (1Кор 12:4) существуют и различные служения
Б НАЗНАЧЕНИЕ
Задача Церкви - распознать это определение Божье (см выше) Важную роль здесь играют дарования и образ жизни кандидата на церк Д (см Тит 1:3-9; Рим 12:6-8)След, когда Церковь распознает дарования своего члена и поручает ему какую-то Д, это не противоречит Божьему определению, а является чаще всего конкретным исполнением этого определения По свидетельству НЗ, распознавание дарований и назначений на Д может осуществляться Церковью по-разному В Деян 13:2 описан случай, когда община получила указание от Св Духа во время служения Господу и поста; но Писание не говорит, как именно это произошло Из Деян 6:1-7 мы узнаем предысторию назначения на особую Д Отправной точкой здесь явились жалобы на неблагополучие в деле помощи нуждающимся На собрании общины были названы требования к кандидатам (хорошая репутация, исполненность Св Духом и мудростью), после чего особое руководящее служение было возложено на семерых человек (о диаконах, как не-редко называют этих семерых, речь в тексте не идет; здесь говорится об особой руководящей Д по вопросам внешней организации, к-рая, возм, включала в себя и функции благовестника; Деян 6:8 - 7:53; 8:5 и след) Эти служители были выбраны общиной (несмотря на присутствие апостолов): "и избрали Стефана" Они были введены в свою Д апостолами, к-рые помолились и возложили на них руки, а Господь дал на это Свое благословение Человеч участие и назначение Св Духом здесь не противоречат одно другому, а являются двумя сторонами одного дела См также Деян 15, где после значит разногласий руководители Церкви заявляют: "Ибо угодно Святому Духу и нам" Осуществляя свою волю зачастую через человеч решение, Бог то снисходит к нам Церковные Д занимали не только люди, избранные общиной, но также назначенные Павлом и Варнавой (Деян 14:23 - см "Церковную историю" Евсевия Кесарийского, где в 3,23 говорится, что ап Иоанн в Малой Азии "посвятил в духовный сан тех, кто был отмечен к этому Святым Духом"), Титом по поручению Павла (Тит 1:5), пресвитерами (в Синод пер - "священством", 1Тим 4:14) Пророчество тоже могло играть свою роль (1Тим 1:18; 4:14)
В ФУНКЦИИ
В НЗ церк Д возникают только по мере увеличения количества членов общин и по мере появления христиан, обладающих необходимыми качествами (особенно это касается церквей, основанных ап Павлом) Каждая Д обладает своим авторитетом, но понимается как служение (Мф 20:26; 23:11), но как средство осуществления власти, а как способ "споспешествовать радости" (2Кор 1:24) Но лишь принятие этого служения верующими делает действенной благодать, присущую соответствующей Д (Мф 10:40 и след; 1Ин 1:3), поэтому Павел и настаивает, чтобы его принимали как апостола (2Кор 12:11 и след) Цель служения - готовить к нему каждого из членов Церкви (а не в том, чтобы только обслуживать их), чтобы созидать Церковь, тело Христово, и чтобы каждый мог возрасти "в меру полного возраста Христова" (Еф 4:11-13)
Г ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С исполнением церк служения уже во времена апостолов возникали проблемы вплоть до отпадения (2Тим 1:15; 4:10,14-16; 3Ин 9 и след) Было предсказано и появление лжеучителей (Деян 20:29 и след; 2Тим 4:3; 2Пет 2:1-3) Особая ответственность должностных лиц обнаруживается уже в ВЗ (в словах суда над неверными пастырями, напр Иер 23; Иез 34; Зах 11 - ср Ин 10:11-14); об этом же говорится и в Евангелиях (напр, Лк 12:41-48 - здесь также ответственность соотносится с мерой доверенного, ст 48) То же самое подчеркивается в пасторских посланиях (1-2Тим, Тит; напр в 1Тим 3:1 и след) и в Иак 3:1
Д КОНКРЕТНЫЕ СЛУЖЕНИЯ (ДОЛЖНОСТИ)
В НЗ мы находим различные перечни дарований, к-рым соответствуют служения и функции в Церкви (1Кор 12:4-10 - ст 28) Служения, к-рые можно было бы обозначить как Д (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учителя, см Еф 4:11), названы в одном ряду с другими дарованиями (1Кор 12:28-30), те они не являются исключит или обязат во все времена и во всех Церк-вах, что следует и из различий в перечнях Однако здесь не должно быть другой крайности: отдельные функции не могут быть просто заменены другими (1Кор 12:29-31), но требуют наличия ряда таких служений, к-рые ни в коем случае не могут отсутствовать в теле Христовом (будут ли они исполняться несколькими людьми или преимущественно одним лицом) Решающее значение здесь имеет цель (Еф 4:11-16), а также то, насколько служения и Д соответствуют сущности Церкви (ср выше II, А и см Деяния апостолов, III) Следует различать служения, к-рые совершаются на уровне местных общин (напр, пресвитеры, диаконы), и такие, сфера действия к-рых выходит за пределы местного уровня (напр, апостол) Нек-рые служения соединяют в себе то и другое (учителя, пророки - Деян 11:27 и след, благовестники, Д семерых в Деян 6-8) Руководство общиной осуществляется коллегиально старейшинами (пресвитерами) или епископами (греч эпископой, - "блюстители") (слова "пресвитер" и "епископ" употребляются и как взаимозаменяемые, напр в Деян 20:17,28; в иерусалим церкви особую роль играли три "столпа", Гал 2:9, а позднее "Иаков, брат Господень") Отдельно слово "епископ" встречается только в тназ "зеркале епископа" в 1Тим 3:2, слово "старейшина" (пресвитер) - только в 2Ин 1 и 3Ин 1, где его, однако, следует переводить как "старец" (см Старейшины, III,Б) В местной общине были диаконы (Флп 1:1 - но не в Деян 6), кр того, древней Церкви были известны и своего рода "специальные уполномоченные", к-рых иногда тоже обозначали как апостолов ("посланников") (посланники: 2Кор 8:23; Флп 2:25; апостолы: Деян 14:14; Рим 16:7; ср Деян 15:22)
Е СУЩНОСТЬ
Решающее значение имеет тот факт, что истинный Посланник(Евр 3:1), Пророк(Ин 4:19), Пастырь(Евр 13:20; 1Пет 2:25), Учитель(Ин 3:2), Служащий (Лк 22:27) и Блюститель (1Пет 2:25) - это Иисус Христос Все человеч служения являются лишь производными и должны быть ориентированы на Него (Ин 13:15 - этот конкретный пример особенно важен для "должностных лиц") Христос руководит Церковью через имеющиеся в ней служения (Деян 21:19; 2Кор 13:3; Гал 2:8; Кол 1:29) Поэтому человек, исполняющий в церкви какое-то служение, с одной стороны, принадлежит к общине и вместе с ней внемлет Слову Божьему, но он же может стать и тем, через кого Бог обращается к общине (2Кор 5:20) Правда, такая возможность потенциально есть у каждого члена общины и не является привилегией лишь занимающих "официальные должности"
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: