Догмат - это...
ДОГМАТ (греч. "мнение, учение, определение постановление") — главные положения вероучения, утвержденные Церковью в качестве истин Богооткровения (см. Бог, Откровение), неизменных и не подлежащих критике и изменениям. К Д. относятся не все истины Св. Писания, но только те из них, которые оставляют область веры (а не опыта или нравственности) — например, Д. монотеистических религий о единственности Бога; в религиях, признающих Спасение, — Д. о конце света, при этом в христианстве — также Д. о бессмертии души, воскрешении мертвых, Страшном суде, Рае и Аде, о загробном воздаянии человеку, а в католичестве — еще и Д. о чистилище; в исламе — Д. о несотворенности и предвечности Корана (Коран "перед Творцом не есть сотворенное"); Д. о Мухаммаде как "печати пророков", о Коране как "завершенном пророчестве" и т. п. В исламе кратчайшее изложение главного Д. содержится в 112-й суре Корана, которая называется "Очищение (веры)": "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! / Скажи: "Он — Аллах — един, /Аллах вечный; /не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!". Главные Д. ислама изложены также в первой суре Корана "Фатихе" (дословно "открывающая"). Она состоит из 7 стихов и входит в обязательную молитву мусульманина, которая прочитывается не менее 10 раз в день.
Содержание Д. дано Писанием, но их четкие формулировки были выработаны богословами и утверждены высшими церковными инстанциями. Например, в разных книгах Нового Завета не раз и по-разному говорится о единстве Бога Отца и Бога Сына; в Д. мысль формулируется четко и не допускает варьирования: "Сын единосущен Отцу". Д. как главные вероучительные истины о Боге отличаются от заповедей (предписаний) Откровения и других зависимых от Д. религиозных истин и положений (нравственных, литургических, канонических). Например, слова Господь Бог наш есть Господь единый (Мар 12:29) — это Д. (предмет догматического богословия), а слова и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мар 12:30) — это заповедь (предмет нравственного богословия).
Д. как общецерковные вероучительные истины отличаются от частных "богословских мнений" по различным конкретным вопросам веры, не отраженным в Д. (напр., вопроса о том, долго ли длятся адские мучения; или о том, как следует понимать бесплотность ангелов и человеческих душ, и др.). Богословские мнения, в том числе мнения Отцов Церкви в христианстве или авторов хадисов в Сунне пророка в исламе, не обладают свойством непогрешимости. "Церковь терпит в своих недрах грешников против заповедей, но отлучает всех противящихся или исключающих ее догматы", как сказано в православной энциклопедии 19 в.
С точки зрения догматики, богословские мнения "не существенны для нашего спасения"; по замечанию Григория Богослова, в таких предметах "ошибаться безопасно". Однако по отношению к свободному обсуждению Д. Христианская Церковь всегда проявляла осторожность. Современное православие следует здесь авторитетам Иоанна Лествичника (6 в.) и Варсонофия Великого (6 в.): "Глубина догматов неисследима [...] Небезопасно касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть"; "Беседовать о догматах не следует, ибо это выше тебя".
Согласно православной доктрине, процесс догматизации вероучения был завершен на двух первых Вселенских соборах: Никейском (325) и Царьградском, Константинопольском (381), которые объединили основные Д. в Никео-Царьградском символе веры. Однако в западном христианстве, позже в католичестве, которое допускает "догматическое развитие" вероучения, были сформулированы новые Д., не признаваемые Православной Церковью: о филиокве (809), о чистилище (1439), о непорочном зачатии (1854), о непогрешимости папы (1870) и др.
Коммуникативное значение выработки Д. в качестве своего рода "аксиом веры" обусловлено антиномией между развитием богословской мысли и необходимостью массового распространения основ религиозного знания. Разрешение коллизии заключалось в ранжировании богословского знания по степени общеобязательности и неприкосновенности разных его компонентов. Были определены немногочисленные главные вероучительные истины; они стали Д. Все остальные суждения ("младших рангов" — менее сущностные, менее значимые для религиозной доктрины в целом, в разной мере обязательные) составили область, в которой разномыслие и, следовательно, развитие богословия допускались. Догматизация главных религиозных истин входит в круг психолого-семиотических и специальных филологических механизмов сохранения социально важной информации, таких как сакрализация текста, исключение (недопущение) рационалистического и конвенционального восприятия текста (см. Неконвенциональное восприятие знака); ритуализация воспроизведения текста; культ первоисточников, поддерживаемый принципом "ipse dixit", выработкой религиозного канона (см. Религиозная коммуникация), обязательностью иснада в хадисах и другими подобными "консервантами" особо значимого религиозного знания.
Н. Б. Мечковская
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: