Добшевич - это...
ДОБШЕВИЧ Бенедикт (1722-1794) - представитель эклектической философии в Беларуси и Литве, иезуит Учился в Новогрудке и Вильне Преподавал также в Новогрудке и Вильне, с 1773 - декан теологического факультета Виденской академии В 1760 издана первая книга Д "Взгляды новых философов", фактически являющаяся курсом лекций, прочитанных автором в Новогрудском иезуитском коллегиуме Другие работы: "Лекции по логике" (1761), "Философские тезисы" (1762), "Краткие извлечения из универсальной философии" (1771) В этих работах Д представляет философскую мысль в Беларуси и Литве переходного периода от схоластики к новой философии Главной задачей философии (в духе раннего Просвещения) Д считает постижение истины и блага Основой философии он считал разум и естественные науки, стержнем которых является математика, без которой невозможна рациональная мысль Первой частью философии является логика, опирающаяся на законы математики Логика выступает по сути в новом качестве методологии, использующей истины математики и законы естествознания Основными принципами логики Д Считал принцип достаточного основания и принцип сомнения Не соглашаясь с Вольфом в том, что критерий истины - это только логическое понятие, Д принимает концепцию Лейбница о двух истинах: необходимой (критерием может быть только разум) и случайной (критерий - индукция, опыт) В логике он стремился учесть и разум и эксперимент, примирив традиции логики, математики и новации естественных наук Но все же больше разработан у него анализ понятий, то, что мы представляем себе как семантику и прагматику Так, он показывает как одно и то же математическое понятие может быть представлено по-разному Например, прямая линия - кратчайшее расстояние между двумя точками, или - такая линия, конечные пункты которой ограничивают срединные точки, либо - такая линия, все части которой подобны Вывод: под разными названиями содержится один и тот же смысл Таких рассуждений у Д немало, что позволяет говорить о предвосхищении современной логико-семантической парадигмы Следование методу Декарта и особенно его "методическому сомнению" находит у Д интерпретацию в духе толерантности по отношению к любым иным мнениям, что созвучно современному принципу диалога (Бахтин) Более традиционна у Д метафизика, которая подразделяется на онтологию, этиологию (учение о причинности), естественную теологию, пневматологию (учение о духах), психологию и космологию В целом философской системе Д присущи постоянные противоречия между философскими и теологическими положениями
Поделиться: