Добро И Зло - это...
ДОБРО И ЗЛО - категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях Основными этическими версиями Д и 3 являются натуралистическая, исходящая из природы человека, его удовольствий и наслаждений (гедонизм), счастья и несчастья (эвдемонизм), стремления к пользе и выгоде (утилитаризм), деловому успеху (прагматизм); субъективистская, интерпретирующая Д и 3 как акты свободного выбора (экзистенциализм), выражение языка и эмоций (неопозитивизм); метафизическая с поисками безусловного внешнего источника Д и 3, в роли которого выступает космос, абстрактная идея Блага, природа, вечные идеи, Бог, априорный моральный закон, абсолютный дух; социальная, объясняющая Д и 3 особенностями общественной практики, системой конвенций Феноменологически Д и 3 проявляются как нормативно-оценочные понятия и явления, и, в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и пороки, не содержащие ее К наиболее известным комплексам добродетелей относят со времен Сократа мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, любовь, понимание Проявления Д в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, экологии, идеями альтруизма, добровольности поступка, долженствованием, самоидентификацией, отношением к человеку как цели К распространенным проявлениям 3 относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, невежество, греховность и порочность, корыстные ориентации Д и 3 следует рассматривать диалектически, пытаясь осознать меру Д, за пределами которой оно становится 3 Оппозиция Д и 3 показывает несоответствие между должным и сущим, идеалом и действительностью, мотивами и поступком, самооценкой и общественным мнением Очевидна предельная степень относительности данных понятий морального сознания, зачастую их неразличимость по причине индивидуальных предпочтений, динамики ситуации с ее переменчивым и необратимым смыслом, определенных социокультурных условий, по причине полисемич-ности и многофункциональности самого феномена морали Критерий понимания Д и 3 - в признании абсолютной ценности жизни и самоценности индивидуальности Эта схема имеет множество оттенков и смыслов, связанных с эстетической привлекательностью 3 и его утонченными моральными проявлениями, с возможностью выбора 3 свободным человеком Технологии нравственного поведения рекомендуют в затруднительных ситуациях правила наименьшего 3 и наибольшего Д При этом английская пословица гласит, что из двух зол выбирать не стоит, а Бердяев пишет, что "нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо" Способы противостояния 3 связаны с ответной справедливой реакцией на злое деяние, с развитием и приращением сил Д, снижающих реальную и потенциальную опасность аморализма Очевидна зависимость Д и 3 от социокультурного контекста и от нравственного благополучия человека: форм его деятельности и общения, опытов самопознания Достоевский писал: "Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать 3, а такого именно, чтоб я мог делать всякое 3, но не хотел его делать сам"
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: