Дхарма - это...
ДХАРМА (санскр. dharma; тиб. chos; кит. fa; яп. ho — "закон", "религия", "долг", "доктрина", "благочестие", "основа", "порядок мироздания", "качество", "характер", "истина"; также от корня, означающего "предохранять", "поддерживать", "придавать силы").
I) В индуизме — 1. Истинная реальность, основа мира, онтологическое начало бытия: "удерживаемое разумом", т. е. все умопостижимые вещи и явления; любые причинно-обусловленные состояния; все, что можно увидеть. 2. Способ достижения чего-либо: так, "чистое видение" трактуется как Д. постижения пустоты. 3. Благотворное мистическое учение. 4. Предписанный порядок поведения, монастырский устав. В этическом измерении Д. — это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни — ритуал, обязанность. В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется: "Satiat nasti paro dharman" — "Нет более высокого закона, чем истина", "Нет религии выше истины". "Бхагават-гита" вкладывает в понятие Д. именно этот смысл. В мифологии Д. — Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. — отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость.
II) В буддизме Д. — многозначный термин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения Д.: 1. Доктрина, учение Будды. 2. Закон, праведность, правило, моральные нормы жизни. 3. Условие; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. Карма). 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Д.: "Все Д. сотворены мышлением". 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: "Д. называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием" (О. Розенберг). 6. В учениях ваджраяны (тантрическом буддизме) — освобождение от пут сансары, обретение нирваны. 7. Кармическая "заслуга", обретенная посредством добрых дел, совершенных в прошлых существованиях. 8. Судьба или жизненный путь человека, предопределенный его предыдущими воплощениями.
Теория Д. излагалась Васубандху в "Абхидхармакоше" (5 в.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи, что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил. Д. классифицируются по скандхам ("скоплениям"), аятанам ("сферам сознания"), дхату ("классам элементов"). Существует пятеричное деление по скандхам: 1) телесные Д., составляющие тело (руна); 2) Д. ощущений и чувств (ведана); 3) Д. восприятий, представлений (самджня); 4) Д. кармических факторов (самскара); 5) Д. сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волею и устремлением человека к исполнению Учения Будды приводит к освобождению.
Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. считаются единственной реальностью и, наоборот, — нереальностью в школах Махаяны. В мадхьямине признается их "пустотность", т. е. нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет. Йогачары отрицают какую-либо реальность Д.
III) В повседневной поведенческой практике — Д. обозначает стиль жизни, при котором человек не изменяет достигнутым им высшим принципам поведения. Д. есть обязанности по отношению к самому себе и честность перед самим собой. Д. может быть охарактеризована также и как основа внешних социальных кодексов, например, кастовой системы, которая в наше время в Индии практически исчезла. Д. рассматривается также как закон или правило, определяющее множество церемоний ортодоксальной жизни индусов. Существуют подробные инструкции о том, как следует молиться, выполнять пуджа (благочестивые обряды) и яджня — ритуалы жертвоприношения для достижения определенных результатов. Эти обряды составляют целую науку взаимоотношений с невидимым миром (адришта) и умиротворения непредсказуемой судьбы. Однако йоги обычно отвергают их и движутся в направлении полного использования способностей собственного разума путем концентрации, медитации и созерцания. В буддизме Д. возникает в форме "дхаммы", означающей закон или способ жизни, предписанный Буддой как ведущий к нирване. Дхамма в понятии Будды есть то же самое, что Благородный Восьмистадийный Путь. Д. — долг по отношению к миру и закон души по отношения к себе (Э. Шюре).
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: