Диоген Синопский - это...

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок 404 - ок 323 до нэ) - древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые ДС в духе ки-низма, причем предельно ригористического толка Из-за большого числа противоречащих друг-другу описаний и док-сографий, фигура Д С предстает сегодня в избыточно трансформированном виде Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему периоду; так же сохранилась информация о существовании по крайней мере пяти Диогенов, относящаяся к одному историческому периоду Все это значительно усложняет систематическую организацию сведений о ДС Из-за распространенного негативного отношения к киникам имя ДС зачастую переносилось из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре трикстера-мудреца и интегрировало обширный вымысел - в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий, Ф Сейер) На почве анекдотов и притч возникла даже целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Метрокл, Дион Хрисостом и др) Наиболее известна история о ДС, который днем с фонарем искал честного человека (Эта же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др) Основной источник сведений о ДС - это "Жизнеописания и мнения" Диогена Лаэртия Утверждая бессистемность взглядов и в целом отсутствие учения ДС, Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях ДС, среди которых как философские работы ("О добродетели", "О добре" и тд), так и несколько трагедий Обратившись же к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании вполне отстроенной системы взглядов ДС По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь платьем бродяги, используя винную бочку под жилище, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена "Собака" и "сумасшедший Сократ" Не вызывает сомнений, что ДС и в своих беседах и в повседневной жизни нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, а сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и тд Утверждал примат добродетели перед законами общества, отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами, считал цивилизацию лживым изобретением демагогов Пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном (Диоген Лаэртий) Вполне правомерно утверждение об умышленной гиперболизации его негативных действий по отношению к обществу в последующей традиции Поэтому, вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера Так, например, по свидетельствам Деметрия Фалерского день смерти ДС совпадает с днем смерти Александра Македонского Благодаря своей оригинальности ДС являетя одним из самых ярких представителей античности, а заданная им кини-ческая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции (см также: СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ)


Поделиться:

Реклама