Диоген Лаэртий - это...
ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (конец 2-3 в) - древнегреческий историк философии, автор крупнейшего из дошедших до наших дней историко-философского исследования, содержащего биографические и доксографические сведения об античных философских школах и их представителях Не существует точного названия этой книги Так, в парижской рукописи 1759 оно значится как: "ДЛ: жизнеописания и мысли тех, кто прославился в философии, и в кратком виде сводка воззрений каждого учения" У Стефана Византийского: "История философа", у Евстафия: "Жизнеописания софистов" Несмотря на общее стремление к учености, демонстрируемое постоянными ссылками на авторитетные источники и мнения, автор оказался не в силах привести многообразный материал в стройную систему В результате сам текст зачастую неравномерно перегружен цитатами разных авторов, приписываемых ДЛ кому либо одному, а философские теории самых различных, зачастую антагонистических школ складываются в одно философское течение Большую трансформирующую роль оказала последующая культурно-историческая трансляция данного текста Например, эпиграммы, предшествующие изложению судьбы и взглядов каждого философа в этой книге, ранее составляли отдельный сборник И хотя эти моменты делают истинность содержащихся в книге в целом сведений об античных философах по крайней мере относительными, текст Д Л все же содержит качественный материал об Эмпедокле, Пифагоре и стоиках, аутентичные письма Эпикура и др Вследствие избранного стиля изложения материала не представляется возможным зафиксировать какую-либо определенную точку зрения самого Д Л, не испытывающего потребности обнаружить свою философскую позицию Существует точка зрения, что именно те школы, которым Д Л уделяет особое внимание и излагает наиболее широко, пользуются его расположением, поскольку содержат референты его представлений Однако, в таком случае, Д Л должен был придерживаться совершенно разных, часто противоположных взглядов, так как особое внимание он уделяет Платону и эпикурейцам, стоикам и скептикам Беззаботная веселость, с которой Д Л относится к философии, демонстрирует нам облик античного грека, не скованного какими-либо условиями дисциплинарности и авторитета и, без сомнения, имманентно ощущающего античную литературу В первой книге Д Л делит все греческие школы на ионийские и италийские, те на восточногреческие и запад-ногреческие В ионийской школе он выделяет первое направление: от Фалеев или Анаксимандра до Клитомаха, второе: от Сократа, который почему-то причислен к лику натурфилософов, до стоика Хрисиппа (через киников Антисфена, Диогена Синопского и др), хотя остается непонятным, почему учениками Сократа объявляются только киники и как понимать вектор от Сократа к явным его антагонистам стоикам Наконец, третья линия представлена Д Л Платоном, Аристотелем и Феофрастом, который заканчивает всю перипатетическую традицию, хотя на самом деле она существовала еще несколько столетий спустя Относительно же второй, основной школы греческой философии, италийской, то Д Л считает ее основателем Пифагора, выводя из его установок без достаточных на то оснований - учения Ксе-нофана, Парменида, Зенона Элейского Так, элеаты становятся у Д Л пифагорейцами И уж совершенно удивительным образом замыкают эту ветвь Левкипп, Демокрит и Эпикур Так, по Д Л в одной школе объединились и натурфилософы и их ярые противники Но благодаря аутентичности большинства сведений, содержащихся в трактате, он по праву считается одним из интереснейших памятников античности
Поделиться: