Диффузионизм - это...

ДИФФУЗИОНИЗМ - направление в культурной антропологии, сформировавшееся на рубеже 19-20 вв как одна из форм реакции на несовершенство концепций раннего эволюционизма Согласно адептам Д, основным источником культурной дифференциации и единства человечества является не способность человеческого сознания к изобретениям, а напротив - свойственная человеку склонность к имитации поведения другого Многие элементы культуры первоначально были созданы в одном или нескольких регионах мира и затем распространились посредством диффузии Для диф-фузионистов культуры представлялись в виде разнородного набора элементов, возникшего в результате большого количества случайных заимствований от соседних и далеко расположенных народов В отличие от многих других направлений в культурной антропологии, Д не представлял целостной школы Отнесение тех или иных ученых к этому направлению достаточно условно Вместе с тем в его рамках выделяются тназ Британская, Австро-Германская и Американская школы Наиболее известными представителями Британской школы Д являлись Г Смит (1871-1937) и У Перри (1887-1949), чьи во многом схожие концепции получили название "гипер-Д" или "пан-египтизма" Они отрицали возможность параллельной эволюции отдельных культур в различных частях света и утверждали, что все важнейшие элементы культуры, обусловившие развитие современной цивилизации первоначально были изобретены в древнем Египте и потом распространились по всему свету Г Смит и У Перри не были профессиональными антропологами, и достаточно некритично относились к собиранию эмпирических данных Вместе с тем, благодаря экстравагантности, их идеи приобрели большую популярность Более умеренную позицию занимал такой представитель британской школы как У Риверс (1864-1922), который интерпретировал с диффузионистских позиций собственные полевые материалы по социальным отношениям в Меланезии Признанные лидеры Австро-Германской школы Ф Гребнер (1877-1934) и В Шмидт (1868-1954) также, как их британские коллеги, исходили из того, что люди скорее предпочитают заимствовать что-либо, чем изобретать Они полагали, что элементы культуры могут распространяться как группой людей, так и самостоятельно При этом допускалась возможность реконструировать древнейшую культуру путем сравнительного изучения и выделения общих черт у "этнологически наиболее древних народов" - те тех, чей образ жизни понимался как наиболее "примитивный" Представители Австро-Германской школы считали, что культурные изобретения происходили не в одном регионе планеты, а в нескольких - в пределах так называемых "культурных кругов" (Kulturkreis), понимаемых как комплексы взимосвязан-ных элементов культуры Для их исследования была разработана методика картографирования, впоследствие получившая большое распространение в этнографической практике Представители Американской школы К Уисслер (1870-1947) и А Кребер (1876-1960), ученики Боаса, отличались наибольшей сдержанностью в демонстрации своих диффузионистских убеждений Они полагали, что характерные черты культурного ареала происходят из единого географического "культурного центра" Исходя из этого, Уисслер сформулировал свой пространственно-временной принцип, согласно которому из всех культурных элементов, происходящих из одного центра, древнейшими явялются те, которые имеют наиболее широкое распространение Как самостоятельное научное направление, Д исчерпал себя к сер 1920-х Среди позднейших адептов Д следует упомянуть норвежского исследователя Т Хейердала, автора ряда работ по проблемам миграций народов Тихого океана, приобретшего мировую известность в 1940-70-х благодаря экстравагантной форме доказательства возможностей контактов народов в древности (плавания на плоту "Кон-Тики", папирусной лодке "Ра", и тд)


Поделиться:

Реклама