Диатропика - это...

наука о разнообразии, т.е. тех общих свойствах сход-ства и различия, которые обнаруживаются в больших совокупностях объ-ектов. Она предоставляет фундамент многообразия форм существования и проявления жизни. Категория разнообразия была объектом анализа многих исследователей, но в строго научном ее определении она вводится в конце XVII века Лейбницем, включившем ее в свою философскую систему. В отечест-венной традиции инициация проработки феномена разнообразия была связана с работами С.В. Мейена, предпринявшего попытку интегрировать то общее, что было найдено в конкретных разнообразиях (химических элементов, геологических толщ, биологических видов, языков и т.д.), опи-санных в различных областях научного знания, и что он называл рефрен-ной структурой разнообразий [1989]. С.В. Мейен строил эволюционные геологические и биологические модели как механизмы преобразования конкретных разнообразий в историческом времени, используя весь спектр известных ему знаний. Другим отечественным исследователем, внесшим большой вклад в разработку категории разнообразия является Ю.В. Чайковский, понимавший под разнообразием "совокупность отношений различия и сход-ства между элементами этого множества" [1993, c. 6]. В его версии, отно-шения сходства и различия определяются как диатропические. "Разнооб-разие имеет свои собственные законы, достаточно общие и существенные, но не формальные и строго однозначные. Разнообразие - не хаос, но и не космос ... Оно - как бы цемент, скрепляющий здание, как материальных объектов, так и представлений о них" (там же, с. 7-8). Общее, характерное для систем (изоморфизм), неизбежно сочетается с особенным, уникаль-ным (полиморфизм), наконец, есть свойства разнообразий, не зависящие от природы элементов, образующих множества (параллелизм). Разрабатывая идею упорядоченности наблюдаемого, Ю.В. Чайковский выделяет три ее типа - линейный, параллельный и иерархический, обосновывая тезис об их достаточности для формулировки разнообразия. Выстраивая аналогию в отношении психологии - каждая психологическая традиция обладает своими уникальными особенностями, но объект их един - человеческое поведение. И узнавание его новых граней, обуслов-ленное иным подходом, исследованием иными средствами дает возможность углубления в понимание природы изучаемых феноменов, со-храняя свободу поиска в рамках каждой традиции и подстегивая творчест-во в ней конкуренцией.П. Фейерабенд, отмечая, что "в единстве мнений нуждается лишь цер-ковь, испуганные или корыстные жертвы некоторых (древних или совре-менных) мифов либо слабовольные и добровольные последователи какого-либо тирана", подчеркивает, что "для объективного познания необходимо разнообразие мнений. И метод, повторяющий такое разнообразие, является единственным, совместимым с гуманистической позицией" [1986].В психологии попытки выстраивания диатропической модели начи-нают формироваться к 90-м годам нашего столетия в рамках эклектиче-ского подхода, интегративную версию которого развивает автор данной работы. парадигмальных координат, культурных и субкультурных миров, наконец, индивидуальных миров личности и ее окружения позво-ляет создать необходимые основания для определения оптимального соот-ношения идиографии и номотетики в психологическом исследовании, при-знания уникальности индивидуальности столь же значимой, как и челове-ческой природы вообще. Эвристический потенциал диатропического под-хода показан в работах Ю.В. Чайковского [1986, 1990, 1993].


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- наука о разнообразии (см. приложение № 1). Применительно к диатропике здесь, далее и везде будем цитировать статью Ю.В. Чайковского "Познавательные модели, плюрализм и выживание", Путь. 1991. №1.: "Не имея дела с отдельными фактами, диатропика не может давать...

Поделиться:

Реклама