Диалектико-логический Алгоритм - это...
- набор правил, позволяющих строить категориальные модели объектов. Речь идет о синтезе парных категорий предельной или высокой степени общности. Диалектическая логика является не столько особой "картиной мира", сколько теорией особого рода операций - она отбирает и изучает специальные схемы умственных действий, интериоризованных в парные (рефлексивные) категории. В этом смысле она дополняет (но никак им не противоречит) математику и формальную логику. Если математика исследует, например, операции умножения и деления, сложения и вычитания, а формальная логика - операции конъюнкции и дизъюнкции, отождествления и различения, то диалектическая логика сосредоточивается на интеллектуальных процедурах, позволяющих, например, проникнуть "внутрь" и выйти "наружу" (внутреннее - внешнее, сущность -явление) или определить силу воздействия одного на другое (причина - следствие, необходимое - случайное). Т. о., категории диалектики и иные парные категории высокой степени общности можно анализировать как стратагемы действия и выстраивать из них для тех или иных познавательных целей технологические цепочки. Общий Д.-л. а. состоит из трех (и более) шагов, а технологические цепочки могут иметь формы тетрады, эннеады или уравнения из эннеад. Опишем эти шаги. Первый шаг. Принимаем объект исследования за нечто целое и пытаемся вычленить внутри него противоположности с характерными для них противоречиями. Ищем основание для его деления на первые две противоположности А и не-А; это основание обычно уже определено исходными целями анализа. Определим противоположности друг через друга вначале негативно: одно есть то, что не есть другое. Но поскольку противоположности выступают сторонами одного и того же объекта, они имеют и общие черты, а потому между ними может быть конкретноетождество. Позитивное определение будет состоять в их отождествлении друг с другом, но, в отличие от формально-логического отождествления, с учетом их различий. Например, а) сущность не есть явление, б) идеал (образец, совершенство) есть феноменальная мера тождества сущности и явления. В общем виде: (А не есть не-А), но существует такая мера М, в которой (А есть не-А). Заметим, что сторонами подвергаемого диалектико-логическому анализу объекта могут выступать парные гносеологические категории (чувство - разум, истина - заблуждение), парные методы (сложение - вычитание, анализ - синтез), парные категории других философских наук (добро - зло, комическое - трагическое) и вообще любые парные понятия. Второй шаг. Выбираем второе основание для деления объекта, привлекая для этого близлежащую к первой паре вторую пару категорий (В и не-В). Проводим с В и не-В те же действия, что и с А и не-А, а потом подыскиваем для обеих пар общую меру их единства и объединяем их в тетраду вокруг центральной категории M (их меры). В каждом конкретном случае эта мера, как правило, выразится какой-нибудь непарной (по отношению к данной "четверке") категорией. Всякая мерная категория служит задачам синтеза сближаемых пар, выражает их "целое" и располагается в геометрическом центре квадрата. Например, а) тождество не есть различие, б) идеал (образец) есть мера тождества всех различающихся элементов одного и того же класса; в квадрате, составленном из четырех категорий - тождества-различия и сущности-явления, - центральное понятие "идеал" определится как "существенное явление, представляющее собой тождество различных внутри единого целого". Но если в том же примере в центр поставить другую мерную категорию, то изменится порядок отождествления и связывания элементов "четверки" и будут получены новые результаты. Так, поставив в центр категорию "противоречие", получим: "Противоречие есть существенное различие явлений в рамках их (субстратного) тождества" (Гегель). Третий шаг. Продолжаем строить "куст" из близлежащих категорий, добавляя к исследуемому объекту все новые и новые предикаты, а тем самым восходя от его абстрактной первоначальной дефиниции к его содержательной философской теории, привлекая реальный материал. Вокруг уже изученного категориального квадрата описываем ромб так, чтобы каждая его вершина была вершиной треугольника, построенного на одной из сторон квадрата. На противоположных вершинах ромба, соединяемых диагоналями, записываются имена категорий попарно из новой "четверки": С и не-С, Д и не-Д. У обеих фигур остается один и тот же общий центр - мерная категория, дефиниция которой после третьего шага становится еще более развитой и переходящей в мини-теорию. Допустим, продолжая наш пример с "идеалом", что в вершинах ромба стоят категории "внутреннее - внешнее" и "единичное - общее", и теперь у нас есть девять объединяемых категорий (эннеада). Тогда, размышляя над геометрической связью восьми полюсов и центра, можно определить "идеал" как единичное явление, сквозь внешность которого изнутри просвечивает существенное тождество различающихся частей единого целого. Диалектико-логический анализ должен быть адаптирован к конкретному материалу, а потому не может иметь сколь-либо серьезного методологического значения, если он осуществляется как самоцель, как чистая игра в категории, как формальная комбинаторика. Всякий раз требуется размышляющий отбор среди категориальных комбинаций (а их огромное множество) и отбрасывание "пустышек" и малосодержательных дефиниций. Эвристическая ценность катего риальной эннеады неоднократно подтверждена опытом. Д. В. Пивоваров
Поделиться: