Диалектическая Теология - это...

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - ведущее направление в теологии протестантизма в 1920-30-е Возникла в Германии; основоположник - К Барт (1886-1968); классические представители - Р Бультман, Э Бруннер, Ф Гогартен, Э Турнейзер, ранний П Тиллих, позже в США - Р Нибур (1892-1971) Начало эволюции ДТ относят к выходу в свет работы К Барта "Послание к римлянам" (1919), которую принято считать манифестом ДТ Печатный орган - основанный Г Мерцем журнал "Между временами", изда* вавшийся в течении периода 1923-1933 Оформляется в контексте традиционного разделения теологии на "естественную", которая тяготеет к катафатичности (см: КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) и высшей богооткровенной теологии, ориентированной на апофатичность (см: АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) Аксио-логичесйи ДТ развивается в русле второго направления, а содержательно определяется влиянием на современную теологию философской традиции экзистенциализма Название "ДТ" выражает интенцию к построению (утверждению) концепции Бога через противоречие и отрицание, и непосредственным предметом отрицания выступает для ДТ теология либеральная, ориентированная на адаптацию богословской проблематики к целям земного порядка (В Херман) и исто-рико-критический метод толкования Библии (А Гарнак) В этом плане ДТ определяется как неоортодоксия, те отказ от модернизации и либерализации вероучения и ориентация на ортодоксальный канон протестантизма Однако, трактовка идеи отрицания в ДТ гораздо шире и служит обоснованию центрального для этого направления понятия веры, причем данная категория трактуется ДТ и в широком, и в традиционном (узком) смыслах В широком смысле, "живая вера" есть результат отрицания и снятия "религии" (в терминологии ДТ - догматически предметного знания о Боге и догматически формальных культовых ритуалов, посредством которых невозможно овладение содержанием реальной веры) Бог, в свою очередь, есть "критическое отрицание" предметности (как принципиально непредметная сущность), посюстороннего (как принципиально трансцендентное) и человека (как принципиально надчеловеческое) Бог - это "совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира" (К Барт) В этом своем аспекте ДТ генетически восходит к классическому протестантизму, в частности, к кальвиновской трактовке божественного величия как абсолютно запредельного и лютеровскому пониманию Бога как "огненного моря гнева", испепеляюще чуждого всему человеческому Таким образом, понятие веры в широком смысле слова (как истинной неформализованной религии) выводится ДТ за пределы исторического Соответственно, понятие веры в узком смысле слова (как индивидуальной веры) выводится за рамки психологического, в силу чего отказ от рациональных форм богопознания не приводит в рамках ДТ к мистико-чувственной парадигме Понимание веры в ДТ возводится к классическому протестантскому тезису о вере как "внутреннем свете", присутствии Христа в душе (По словам Дж Фокса, основателя квакерского "Общества друзей", "истина не в книгах, а в сердцах") В соответствии с этим, рациональная интерпретация Библии в историческом или этико-нормативном плане трактуется ДТ лишь как нулевой цикл постижения ее сакрального содержания Подлинный смысл Священного Писания постигается поверх фабульных сюжетов - "сквозь историческое" (К Барт) Строго говоря, прочтение Библии, как и откровение, есть боговдохновенный акт, где вера служит камертоном Божественных смыслов В ДТ выдвигается программа демифологизации Библии Согласно Бультману, способы передачи содержания вероучения историчны по своей природе, а потому библейские мифы как одна из наиболее архаичных культурных форм этой передачи не может и не должна рассматриваться как адекватная современности, - библейские тексты должны быть переформулированы в терминологии человеческого существования Центральную смысловую позицию в ДТ занимает "сфера соприкосновения" (Бультман: "Я" существует в полном смысле этого слова лишь в сфере соприкосновения с Богом, - посюсторонние формы бывания описываются в традиционных для экзистенциализма категориях заботы и страха Вера как явление сугубо экзистенциальное размыкает грани заброшенности, - "Я" оказывается лицом к лицу с Богом Последний понимается в этом контексте как "возможное подлинное бытие" "Я", не суженное жесткими рамками набора реализуемых в посюсторонней действительности социальных ролей, вынужденных и случайных, но предполагающее всю полноту экзистенциальных возможностей "Я" В акте веры человек диалектически снимается Богом, обретая отношение к сверхчеловеческому По словам К Барта, "лишь через веру есмь то, что не есмь" Божественным усилием человеческая жизнь наполняется смыслом, который недоступен для человека ни в смысле целеполагания, ни даже в смысле постижения Более того, человек, стремящийся к свободе воли, характеризуется ДТ через категорию "греховности" (Нибур) Последняя трактуется максимально расширительно: любое проявление активности и творческого потенциала есть греховное отрицание очевидной зависимости человеческой экзистенции от Бога Наиболее ярко это проявляется в сфере истории, ибо последняя выступает ареной столкновения человеческого волюнтаризма с волей Божьей ДТ, возвращается к классическому провиденциализму и актуализирует такой принцип исторического познания как "ирония истории" (Нибур): человеческие иллюзии по поводу видения себя как творца истории, порождающие социальную борьбу и катаклизмы, неизбежно разбиваются о реальные результаты его усилий, которые всегда оказываются неотвратимо противоположными исходным человеческим замыслам и целям Семантический разрыв между Богом и миром ("пропасть" или "бездна" в терминологии К Барта) оставляют человека наедине с земными проблемами и возлагая на него всю полноту ответственности за свой моральный выбор, - ДТ принципиально становится в позицию невмешательства, постулируя невозможность решения мирских проблем теологическими средствами С позиции ДТ, именно в посюсторонней неприложимости веры и коренится ее пафос - В этом смысле ДТ есть попытка возрождения евангелической теологии с ее ригоризмом веры, своего рода антипрагматическая переформулировка антикогнитивного тер-туллиановского "верую, ибо абсурдно" - "верую, ибо тщетно" Радикализм классической ДТ 20-30-х к середине 20 в практически исчерпывает себя и дает о себе знать лишь в систематически последовательной концепции Нибура, видящего возможность искупления вины человека, заключающейся в его потенции на независимость, на путях самосовершенствования (внутреннего "устроения духа") и жертвенности В целом же может быть констатирован распад ДТ как целостного течения (вплоть до переориентации Бруннера на попытки построение "естественной" теологии) Однако, следы содержательного влияния, конкретные элементы ДТ легко могут быть обнаружены в качестве семантических аспектов в различных философских и теологических концепциях Так, например, в философии Тиллиха, первоначально близкого к ДТ, вызревает интенция преодоления разрыва между теологией и проблемами мирского существования Аксиологическим центром поздних своих работ он делает проблему определения роли христианства в экзистенциальном опыте современного человека и современной культуре Вместе с тем, концепция Тиллиха не смыкается и с позицией либеральной теологии, растворяющей, по его оценке, Бога в миру Дистанцируясь от крайностей как диалектической, так и либеральной теологии, Тиллих предлагает синтетическую трактовку Бога С одной стороны, Бог изначален и первичен по отношению ко всем возможным последующим дихотомиям И самая острая из них - дихотомия Бытия Божьего и человеческого бытия Вместе с тем, по Тиллиху, как бы остра она ни была, человек не чужд Богу, но - отчужден от него Тиллих фиксирует два феномена, свидетельствующих наличие фундаментальной связи человека с Богом: забота о смысле Бытия и онтологически заданная любовь Последняя понимается Тиллихом именно в аспекте воссоединения некогда единого, ибо "не объединить того, что по сути самое раздельно" Любовь обнаруживает величайшую силу там, где она преодолевает величайшую разделенность, а будучи отделен от Бога, человек отделен тем "от основы своего бытия, от самого себя и от мира" В силу этого "бесконечная любовь к Богу" имеет глубокие онтологические основания, не теряя, однако, из-за этого своего экзистенциального характера ("западная культура, в отличие от восточной, признает высшую форму любви, в которой не исчезает личность как субъект и объект чувства") Этот личностный импульс любви, экзистенциальный порыв человека к Богу, в конечном итоге, замыкает разорванный круг бытия, замыкая друг на друга извечные экзистенциальные вопросы человеческого существования и содержащиеся в христианстве ответы на них Аналогично, дуализм сакральной и профанной истории снимается Тиллихом с помощью концепции кайроса - события, в котором высвечивается сакральный смысл истории и которое, однако, укоренено в ткани повседневной исторической событийности и экзистенциально переживается человечеством как "свершение" Традиция ДТ, таким образом, оказала значительное влияние на развитие как теологической, так и философской проблематики, в частности, на формирование теологии "смерти Бога", развиваемой в рамках такой парадигмы культуры постмодерна, как "смерть субъекта": Д Бонхеффер был учеником К Барта


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(теология кризиса) - направление протест, теологии, сложившееся в 20-е гг. 20 в. и распространенное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. - учение Кьер-кегора и экзистенциализм. Противоречия капитализма получили в Д. т. своеобразное отражение в утверждении о существовании...
Философский словарь
- направление в европейской теологии протестантизма 20-30-х годов XX века, близкое по происхождению и теоретическим установкамэкзистенциализму. Принципы Д.т. как течения были сформулированы в 1921-22 в работах К. Барта, Э. Брукнера, Бультмана, Гогартена, Э. Турнейзена; в 1923...

Поделиться:

Реклама