Детство - это...

в период человеческой жизни от рождения до подросткового периода (12-15-16 лет), согласно принятой периодиэации, детство охватывает: 1) младенчество – от рождения до одного года; 2) детство раннее – один-три года; 3) возраст дошкольный от одного года до шести-семи лет; 4) возраст школьный младший – от шести-семи до десяти – одиннадцати лет. В психология детства можно вычленить две фундаментальные идеи: 1) между ребенком и взрослым человеком не количественная, а качественная разница; мир ребенка – это вовсе не мир взрослого в миниатюре; ребенок – это не тот человек, которому просто не хватает знания. Различие будет качественным, ведь ребенок рассуждает и чувствует иначе, чем взрослый; 2) биологическое развитие ребенка тесным образом связано с его социальным развитием. Самые детальные научные исследования ребенка, исследующие каждый шаг при его переходе из состояния младенчества в подростковый период, принадлежат Геселлу. Он использует три оригинальных методаанализа: «бэби-тесты» (отличающиеся от написанных тестов и от психометрии, приложимой лишь к взрослому), кинематографический анализ (ребенок снимается на пленку через зеркало без амальгамы), наконец, метод близнецов (который позволяет отделить наследственность от влияния среды). В развитии личности ребенка Фрейд выделил три основные стадии: 1) оральная стадия, длящаяся с момента рождения до второго года жизни, когда все удовольствия («вся аффективность») сконцентрированы вокруг ««удовольствия рта» – сосания; 2) анальная стадия, от второго до четвертого года, когда ребенок учится быть чистоплотным, когда он испытывает интерес к своим экскрементам и удовольствие, когда их трогает, проявляет признаки наваждения и разрушительных импульсов ненависти, что и позволило Фрейду говорить об этой стадии как о «садистски анальной» («этот возраст безжалостен»); 3) фаллическая стадия (или «детски-генитальная»), которая длится от 3 – 4 до 6-7 лет, и когда зона преимущественного возбуждения перемещается на генитальные органы, одновременно с развитием чувств любви и ревности, характерных для Эдипова комплекса. Именно в возрасте трех лет ребенок начинает сознавать себя как личность, тогда начинается ритм столкновений с другими и замыкания в самом себе. К 4 – 5 годам наступает стадия благосклонности; если ее не хватает, ребенок начинает действовать методом агрессии, чтобы снова стать спокойным к 6 – 7 годам. С семи лет ребенок входит в период «скрытности»: с 7 до 12 лет он становится маленьким техником (возраст игр, битв). К 12 – 14 годам начинается половое созревание; переход от стадии товарища к стадии друга. Наконец, наступает подростковый период, для которого характерны сосредоточенность на самом себе и столкновения с родителями. С точки зрения развития интеллекта: 1) от 0 до 10 месяцев ребенок достигает интеллекта обезьяны «макаки», он способен только на рефлексы и привычки; 2) от 10 до 12 месяцев отмечают то, что Болдуин назвал «циркулярной реакцией»: ребенок по сотне раз роняет свою погремушку; так он начинает осознавать падение и учится управлять своими двигательными функциями, своими членами; 3) к 12 – 13 месяцам появляется «отложенная реакция»: ребенок способен захотеть пирожное, которое он не видит и которое находится в коробке; 4) разум развивается затем вместе с прогрессированием языка.


Определения, значения слова в других словарях:

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Детство — термин, обозначающий начальные этапы онтогенеза- период развития ребенка от рождения до подросткового возраста, т. е. до 11—12 лет. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и...
Психологический словарь
- этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно...
Психологическая энциклопедия
(англ. childhood) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и нач. подросткового периода. Исторически возрастные границы Д. изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и...
Психологическая энциклопедия
Обычно период между грудным возрастом и пубертатным периодом. См. здесь ребенок.
Психологическая энциклопедия
Категория. Этап онтогенетического развития индивида от рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. Специфика. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве...
Психологическая энциклопедия
- этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.
Психологическая энциклопедия
- термин, означающий начальные периодыонтогенеза - от рождения до возраста подросткового (в расширенном смысле - до появления возможности включения во взрослую жизнь). Согласно принятой периодизации, детство охватывает: 1) младенчество - от рождения до одного года; 2) детство...
Психологическая энциклопедия
- термин, обозначающий начальные периодыонтогенеза (от рождения до подросткового возраста).

Поделиться:

Реклама