Децентрация - это...
Децентрация (в психологии развития) [лат. de — от + centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т. е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. Особое значение Д. придавал Ж. Пиаже в своей теории развития интеллекта. В процессе развития интеллекта от рождения до подросткового возраста Д. осуществляется на трех разных уровнях: 1) на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1,6 — 2 г) происходит переход от полного отсутствия различения между субъективным и объективным к пониманию, что мир состоит из объектов, существующих независимо друг от друга во времени и пространстве, и сам ребенок является таким же объектом- 2) в дошкольном возрасте, когда ребенок постигает объективные отношения, существующие между вещами, и становится способным к координации и кооперативным действиям- 3) в подростковом возрасте, когда ребенок из абстрактного реформатора превращается в деятеля.
Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен цикл исследований Д. в русле экспериментально-генетической стратегии. Эти исследования: а) обнаружили феномен последовательных центраций при принятии разных игровых ролей ребенком- б) показали, что переключение с одной игровой роли на другую "расшатывает" абсолютность позиции ребенка и создает условия для координации различных позиций- в) выявили условия формирования условно-динамической позиции, которая позволяет преодолеть симптомы центрации. При этом снимаются все известные симптомы Пиаже. Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста условно-динамической позиции — аналога ролевого поведения — приводит к более раннему формированию интеллектуальных операций.
К.Н. Поливанова
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: