Десятина - это...
I
Д - это одноразовое отчисление от воен добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1Цар 8:15,17; см Подати, II,1) Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода Д была известна и за пределами Израиля, напр, у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян; еще Авраам отдал Мелхиседеку Д от своей добычи (Быт 14:20; Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу Д от всего своего состояния (Быт 28:22)
II:
1) Закон предписывал: Израиль должен давать Господу Д "из семени земли и из плодов дерева" (Лев 27:30), а также от крупного скота и от овец (ст 32; ср 2Пар 31:6), и эти Д должны быть посвящены Господу В Чис 18:30 Д от зерна и от плодов названа так: "получаемое с гумна и получаемое от точила"; согл этому правилу, Д отсчитывали от обмолоч зерна, от получ в точиле сока (см Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино) и от добытого оливкового масла (ср Втор 12:17) Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, те выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта (Лев 27:31) Д от скота определяли так: животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22:19 и след) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и тд недостатки или нет (Лев 27:32 и след) Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных - предназнач для отделения и отдел вместо него - считались святыней Господу (ст 33);
2) после завоевания Ханаана см Левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Чис 35:2-5; Нав 21:2 и след), но не получили земельных наделов В качестве возмещения за это они получали Д от прочих израильтян (Чис 18:21,24), от к-рых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание (ст 26-30) В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении Д от зерна и плодов (ст 27,30);
3) во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о Д непосредств перед завоеванием страны Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, Д также надлежало приносить в центральное святилище(Втор 12:4 и след; 14:22 и след), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их; получ выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище (ст 24-26) С уплатой Д была связана радостная жертв трапеза, в к-рой принимали участие и левиты(Втор 12:17 и след; 14:26 и след) В каждый третий год следовало приносить Д не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14:28 и след; 26:12) Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидет-вать "пред Господом", те, вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле (ст 13-15) Эти два года Д (ст 12) каждый раз приходилась на период между двумя субботними годами (см Субботний год), когда урожай не собирали и, след, Д не отчисляли;
4) в истории народа Израиля эти предписания о Д часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление Д продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам 4:4), но в какой форме, неизвестно Реформа Езекии восстановила отчисление Д от скота и плодов земли; в храме были заново оборудованы помещения для запасов (2Пар 31:4-12) После вавил плена пр Малахия укорял израильтян за то, что Д собираются лишь частично (Мал 3:8-10), а в обязат-ве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и Д (Неем 10:38) Д от урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем 12:44; 13:5,12); при этом ничего не сказано о Д от скота, однако скот и не мог размещаться в храме В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание Д на все виды дохода (Лк 18:12), так что к собственности, с к-рой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф 23:23; Лк 11:42)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: