Деррида - это...

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р 1930) - французский философ и культуролог Преподавал в Сорбонне (1960-1964), Высшей Нормальной школе, Высшей школе исследований в социальных науках (Париж), организатор "Группы исследований в области философского образования", один из инициаторов создания Международного философского колледжа (1983) Основные сочинения: "О грамматологии" (1967), "Голос и явление" (1967), "Письмо и различие" (1967), "Поля философии" (1972), "Рассеяние" (1972), "Позиции" (1972), "Похоронный звон" (1974), "Шпоры Стили Ницше" (1978), "Почтовая открытка От Сократа к Фрейду и далее" (1980), "Психея: изобретения другого" (1987), "И подписано: Понж" (1988), "Призраки Маркса" (1993) и др В оригинальной концепции, обозначаемой как деконструктивизм, Д использует мотивы философствования Гегеля, Ницше, Гуссерля, Фрейда, Хай-деггера и др Объектом ревизии для Д становится вся западноевропейская философская традиция Деконструктивизм выступает в качестве радикализации хайдеггеровского проекта деструкции метафизики, проясняющей фундаментальный опыт бытия, и ставит целью показать предпосылки бытия как такового Как показывает Д, в западноевропейской философии бытие изначально определяется из времени, из момента настоящего - как присутствие Но сама временность отсылает к пространственным характеристикам (линеарности, точечно-сти), а мгновенность настоящего мыслится через отсутствие, через интервал во времени Опространствливание (времени) (в других контекстах - письмо, артикуляция, тело, смерть и тд) - вскрываемый и реабилитируемый Д принцип смыс-лоозначения, который вытесняется на периферию самосознания культуры противоположным, условно маркируемым как овременение (пространства), голос, акцентуация, дух, жизнь и тд Такое иерархическое состояние культуры, воспроизводимое метафизикой присутствия, у Д получает наименование логоцентризма В действительности, по мысли Д, язык и социум конституируются во взаимодополнительности этих двух "серий сигнификаций" Для описания принципа данной дополнительности Д вводит неографизм "differance" - своеобразную модификацию соссюрианского понятия "различие", включающую в себя: 1) пересмотр самой схемы метафизического мышления, замену бинарной оппозиции (терминов, понятий) парадоксальной структурой самостирающегося знака, граммы, "следа следа"; 2) определения способа существования такого знака в бесконечных соотношениях с себе подобными ("цепях означающих") Differance есть немыслимый переход от одного термина оппозиции к другому, чистое различение и отсрочка как условие мышления Д последовательно критикует поиск идентификаций языка и реальности, признанный обеспечить обнаружение тождеств в самом языке (имен) и формирование фундамента знания за счет раскрывающейся в своей непосредственной данности эмпирии, мысли (трансцендентальных означаемых) Язык в своих текстуальных манифестациях демонстрирует как коренную несобственность имени, метафорические механизмы референции и коммуникации, так и собственную гетерогенность, принадлежность к регионам с различным онтологическим статусом (бытию и не-бытию) Постольку же, поскольку все трансцендентальное заключено на "поверхности" (совокупности означающих) языка - "нет ничего вне текста" В эту игру присутствия/отсутствия вписан сам познающий субъект Владение метафорой составляет для Д горизонт гуманитарного знания, захватывающего и субъект и объект познания За этим горизонтом - качественно отличное от простой полисемии, не контролируемое человеком "рассеяние" смысла, запредельная энергия differance Деконструктивный пафос Д, являющийся реакцией на чрезмерную нормативность метафизического канона, вместе с тем не направлен на прорыв к новой выразительности или к чему-либо подобному "эстетике молчания" Объявляя нерешаемой проблему происхождения в системе differance повторения повтора, ставя, таким образом, под сомнение существование метафизики как учения о первоначалах, Д считает, что желание "нового начала" и возвращения к истокам является неизбежным эффектом игр означения В общем виде деконструктивизм пробле-матизирует границы и возможности западноевропейской рациональности, оставаясь в ее пределах, и одновременно пытается подключить к ней новые ресурсы смыслопорождения, связанные с тематикой телесности, иероглифических культур, литературного авангардизма Будучи одной из самых заметных фигур современной философии, Д оказывает значительное воздействие на различные направления культурологии, литературоведения, искусствознания


Поделиться:

Реклама