Дерех-Эрец - это...

ДЕРЕХ-ЭРЕЦ (букв. с иврита — "земной путь" в значении "мирской путь", "мирской обычай" и "мирские занятия") — в иудаизме — обозначение достойного образа жизни, этики и этикета. Термин "Д.-Э." появляется еще в Талмуде, где имеет весьма многостороннее наполнение: нормы этики и морали, в т. ч. правила этикета (Йома 4б; Авот 3:17); эвфемистически — сексуальные супружеские отношения (Йома 74б); мирские занятия — земледелие, ремесло, торговля (Авот 2:2; Брахот 35б). В раввинистической литературе сохраняются все эти оттенки, но и появляются новые: Д.-Э. — естественное поведение человека в обществе (Берешит Рабба 1:10). В талмудическом трактате "Пиркей Авот" сказано: "Прекрасно изучение Торы (см. — Ред.) в сочетании с мирскими занятиями" (т. е. Д.-Э. — Ред.) (Авот 2:2); "Кем люди довольны, тем и Бог доволен; но кого люди не любят, того не любит и Бог" (Авот 3:10). В Аггаде ценность правил Д.-Э. часто приравнивается к ценности самой Торы. Некоторые амораи высказывали мнение, что предписания Д.-Э. извечны и были определены одновременно с сотворением Адама (Вайикра Рабба 9:3). Наставления и предписания по разным вопросам Д.-Э. собраны в т. н. малых трактатах Вавилонского Талмуда (см. Талмуд) — Дерех-Эрец Рабба и Дерех-Эрец Зута, хотя составлены они были позднее завершения Вавилонского Талмуда, в 9 в. Тем не менее правила Д.-Э. не имеют характера обязательных галахических постановлений (см. Ѓалаха), но рассматриваются как рекомендации.

Правила Д.-Э. гласят, что человек должен быть вежлив (Авот 4:15; Брахот 6б; Бава Мециа 87а), приветлив, осторожен в словах, не болтлив, не должен говорить непристойности, прилично одеваться. Особенно подчеркивается необходимость заботы о достоинстве ближнего, которое должно быть для человека дороже собственного достоинства (Хагига 5а). Д.-Э. предусматривает соблюдение пристойности в отношениях между мужчиной и женщиной, учителем и учеником, правила хорошего тона при приеме гостей, за столом и т. д. Д.-Э. особенно подчеркивает важность соблюдения гармонии в семейной жизни и бережного, предупредительного отношения к жене, детям, родственникам (Шаббат 10б; Моэд Катан 17а и др.).

Особенно строгие требования исполнения правил Д.-Э. предъявляются законоучителям, так как они должны служить примером остальным; более того, их поступки позорят не только их самих, но и Тору. Один из самых известных мудрецов йешивы в Явне рабби Элеазар бен Азарья говорил: "Без учения нет обходительности; без обходительности нет учения". Комментарий к этому высказыванию поясняет: тот, кто не знаком с нормами морали, кто груб с людьми, у того "нет учения", его знания не представляют никакой ценности, так как этот человек оскверняет их, он не умеет применить полученную мудрость, а значит она для него — не мудрость. Правила поведения ученого, составленные на основе Ѓалахи и Аггады Маймонидом и зафиксированные в его кодексе Мишне Тора, являются авторитетным сводом Д.-Э. Они включают не только наставления, касающиеся этикета и манер, но и важные этические принципы, согласно которым лучше быть среди преследуемых и унижаемых, чем среди преследующих и унижающих (Мишне Тора, Ѓилхот де’от 5).


Поделиться:

Реклама