Декарт - это...
ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизиров имя - Картезий; Renatus Cartesius) (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог Автор многих открытий в математике и естествознании После окончания одного из лучших учебных заведений тогдашней Франции - основанной иезуитами коллегии Ла Флеш, служил вольнонаемным офицером, в 1629-1649 жил в Голландии, где написал свои основные сочинения: "Рассуждение о методе" (1637), "Метафизические размышления" ("Размышления о первой философии") (1641), "Начала философии" (1644), "Страсти души" (1649) Д - один из основоположников "новой философии" и новой науки, "архитектор" интеллектуальной революции 17 века, расшатавшей традиционные доктрины схоластики и заложившей философские основы мировоззрения, приведшего к прогрессирующему развитию научного познания Не только конкретные положения декартовской метафизики и научные открытия Д оказали влияние на развитие философии и науки: сам освобождающий дух декартовской философии с ее опорой на собственный разум, требованием очевидности и достоверности, стремлением к истине и призывом брать за нее ответственность на себя (вместо того, чтобы некритически полагаться на обычай, традицию, авторитет) был воспринят философами и учеными разных стран и поколений Стремясь к созданию единого корпуса универсального знания, основанием к-рого была бы метафизика, не находя прочного фундамента и системности в современном ему философском и научном знании, где, по мнению Д, истины достигались скорее случайно, нежели на основе достоверного метода, Д решает поставить под вопрос всю прежнюю традицию и начать все с самого начала: "не искать иной науки, кроме той, какую можно найти в себе самом или в великой книге мира" Обращаясь к изучению самого себя, к собственному разуму, Д ставит перед собой задачу отыскать надежный путь, которым следует руководствоваться для достижения истины Придавая большое значение опыту, Д понимает его шире, чем опыт внешнего мира или опыт-эксперимент Важнейшие свойства и истины, принадлежащие нашему сознательному существованию (напр, свободу воли), мы, по Д, постигаем именно "на опыте" Как раз на такого рода опыт, к-рый каждый может испытать на себе, Д часто указывает как на конечную точку отсчета, где непосредственной достоверностью собственного опыта обрубаются ненужные дискуссии и вербальные затруднения А призыв обратиться к "книге мира", в противоположность "книжной учености", - отнюдь не призыв обращаться к непосредственному восприятию, случайному опыту и основывать знание на нем Получение внешнего опыта, пригодного для построения знания, должно предваряться радикальной работой сознания, разума над самим собой Это признавал и безусловный сторонник опытного познания - Ф Бэкон: "не в самих вещах, которые вне нашей власти, возникает трудность, но в человеческом разуме, в его применении и приложении, а это допускает лекарство и лечение" Д предлагает "лечить" разум с помощью радикального сомнения Открыв явление, которое в современной философии называется дискретностью, неоднородностью и гетерономностью стихийного опыта сознания, заметив, сколь много ложных мнений он принимал за истинные, и учитывая возможность обмана со стороны чувств, Д принимает решение усомниться во всем: в предшествующих истинах философии, науки, здравого смысла, в вещах внешнего мира и тд Его сомнение не эмпирично (не перебор существующих мнений) и не скептично (не довольствуется указанием на недостоверность знаний), оно является методическим приемом, направленным на пересмотр оснований, принципов познания Поставив все прежде знаемое под вопрос, Д ищет истину, которую можно было бы положить в основу последующего движения мысли, нечто, столь безусловно достоверное и очевидное, что могло бы служить самим образцом истины Проведенное до конца радикальное сомнение (обрезавшее все обусловливания, все внешние отсылки) оказывается самореферентным, упирающимся в несомненность самого себя и существования того, кто это сомнение осуществляет Факт сомнения открывается в своей необходимой связи с фактом существования сомневающегося, здесь проявляется со всей наличной очевидностью цельная и неделимая достоверность внутреннего опыта: сомневающийся (мыслящий), в то время, когда он сомневается (мыслит), не может не существовать И абсолютно несомненным началом, моделью истины для Д оказывается положение "я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum) Так как "я" в качестве физического тела, в ряду всех других предметов, уже редуцировано сомнением, Д здесь приходит не только к первоначальной очевидности, но и к исходному пункту различения двух типов "субстанций": "мыслящей", факт существования к-рой дан нам непосредственно в акте осознания своего мышления, и "протяженной", доказательство существования которой он дает, исследуя cogito Декартова редукция приводит к открытию нового необозримого поля исследований: сознания (мышления), - и делает его доступным для анализа и реконструкции Cogito Д открывает рефлексивное измерение сознания в его доступной непосредственному осознанию полноте: "Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить" Воспринимаемое, ощущаемое, чувствуемое, желаемое и тд фиксируются Д на уровне рефлексивных эквивалентов и рассматриваются как принадлежащие достоверности cogito Если видящий нечто заключает о существовании видимого, то в этом он может ошибаться, но отсюда с полной очевидностью следует, во-первых, что имеется сама идея этого видимого, а во-вторых, что видящий (осознающий, "мыслящий", что он видит) существует Измерение cogito выявляет индивидуально-личностное присутствие мыслящего, сознающего в знании (а "знающего" в жизненной практике: "я всегда горячо желал научиться различать истинное от ложного, чтобы отчетливо разбираться в своих действиях и уверенно идти в этой жизни") Уже у Д (позже на этом будут настаивать феноменология, экзистенциализм и др) как человеческие состояния, так и мир существуют в присутствии сознания-свидетеля То, что высказывается о мире (воспринимается в нем), отсылает к тому, кто высказывает (воспринимает) Однако cogito Д принципиально разомкнуто, раскрыто к объективности: вместе с постижением меня самого как существующего, я, благодаря соприродной мне идее бесконечного совершенства и осознанию себя на фоне этой идеи как несовершенного, неполного, заблуждающегося, беспрестанно домогающегося и стремящегося "к чему-то лучшему, чем я сам", постигаю, что существует Бог Д озабочен проблемой: как может конечное, ограниченное, несовершенное существо претендовать на объективность, необходимость и универсальность своих познаний? В этом контексте им вводится причастность человека к некоему превосходящему и усиливающему его возможности континууму сознания, в который он попадает и по законам которого движется "всегда, когда мыслит", когда он "рождается" (и "сохраняется") в качестве "мыслящей субстанции" Обоснование бытия Бога необходимо Д для утверждения возможности истинности нашего познания: "Бог - не обманщик", поэтому то, что мы постигаем "естественным светом" нашего разума, правильно применяя его, действительно истинно К этому открываемому интуицией континууму сознания, трансцендирующему нашу конечность, ограниченность, дискретность и психологические зависимости мышления, относятся и другие "врожденные идеи" и истины (признание существования которых вызвало критику со стороны сенсуализма) При помощи "естественного света" разума мы можем актуализировать в себе понимание того, что такое бытие, мышление, воление, незнание, истина, вещь, длительность, движение, фигура и тд, а также признать истинными положения типа: "свершившееся не может быть несвершенным", "две вещи, подобные одной и той же третьей, подобны также между собой" и тд Эти идеи и истины, не порожденные нами и не полученные от внешних объектов, являются теми формами, в к-рых мы воспринимаем собственные мысли и в которых нам может быть дан опыт "Врожденные идеи" Д, как и идеи Платона, задавая универсальное измерение индивидуального сознания, фиксируют факт структурности знания, те наличие в нем содержаний и свойств, не выводимых из внешнего опыта, а являющихся, напротив, условием его интеллигибельности Для создания своего рационалистического метода объективного познания (что являлось одной из важнейших задач декартовской философии), Д было необходимо найти, выявить сам "материал" мысли, посредством которого сознание сегментирует, артикулирует существующее и строит упорядоченное, рационально контролируемое понимание его Подчеркивая, что вещи по отношению к интеллекту должны рассматриваться иначе, чем по отношению к их реальному существованию, Д, предвосхищая многие идеи кантовской философии, показывает, что мы объективно и рационально понимаем мир в той мере, в какой понимаем организацию и структуры своей познавательной способности, учитываем в познании то, что сделано нашим интеллектом Вдохновляясь строгостью математического познания, Д вводит понятие "простых вещей", вещей "абсолютнейших", которые не могут быть далее разложимы, делимы умом "Вещи" в этом контексте у Д - исходные, элементарные идеи, из сочетания которых строится знание "Говоря здесь о вещах лишь в том виде, как они постигаются интеллектом, мы называем простыми только те, которые мы познаем столь ясно и отчетливо, что ум не может их разделить на некоторое число частей, познаваемых еще более отчетливо" Все достоверное знание, доступное человеку, заключается, по Д, в отчетливом усмотрении интуицией (или "естественным светом" разума) интеллектуальной сущности "простых вещей", а затем того, как посредством дедукции, путем последовательного и нигде не прерывающегося хода мысли выводятся более сложные и отдаленные следствия Для того, чтобы ни одно звено рассуждений не было пропущено и сохранялась достоверность связи всех звеньев, необходима энумерация - полный обзор и перечень всех ходов рассуждений Декартовская методология, как эксплицированная в его "правилах", так и имплицированная в его сочинениях, оказала глубокое влияние на становление нового способа познания мира и сознания, к-рый можно назвать рефлексивным конструктивизмом Видимая "простота" метода опирается на сложные философские допущения, предложенные Д Предполагается, что "материал" работы мысли, синтезов сознания может быть полностью осознан, рефлексивно обработан (возникает конструкция "я знаю, что я знаю", те знание к-л предмета предполагает осознание этого знания и понимание того, из чего и как мысль синтезирует предмет знания) Весь процесс мышления представлен в специальных, от начала и до конца контролируемых формах, и поэтому может держать на себе непрерывность и общезначимость опыта, однозначно воспроизводиться в любой точке пространства и времени Выраженное в таком подходе стремление исключить из мысли все случайное, стихийно сложившееся, все, могущее быть источником неясности или заблуждения, и представить ее саму в качестве полностью ответственной за себя, основывается на определенных онтологических допущениях, касающихся "я", cogito (или того, что сейчас принято называть субъектом) Здесь Д имеет дело не с эмпирическим, а с "чистым" сознанием - сознанием, организованным телеологически, направленным на познание истины, понимаемым как автономное (создающее и воспроизводящее себя на своих собственных основаниях) Выбор истины в качестве цели, перевоссоздание себя на основе абсолютных достоверностей, удержание мышления в режиме наличной очевидности, в границах ясного и отчетливого понимания - результат свободного волеизъявления мыслящего Все виды мыслительной деятельности (modi cogitandi), отмечаемые нами у себя, Д относит "к двум основным: один из них состоит в восприятии разумом, другой - в определении волей" Воля, будучи свободной и более обширной, чем ум ("одна только воля, или способность свободного решения, которую я ощущаю в себе, настолько велика, что я не постигаю идеи какой-нибудь способности более великой и более обширной"), при неправильном применении способна приводить нас к заблуждениям Учение Д о воле, подчеркивая индивидуально-личностные основания мышления, вносит индивидуацию, авторство и ответственность в самое сердце познания, ибо любое знание, любое полагание реальности, по Д, достроено, доопределено актом воли Достоверность, объективность, истина (хотя и имеют трансцендентные гарантии) устанавливаются и держатся только благодаря индивидуальному усилию Именно безграничная свобода воли является у Д метафизической основой возможности очищения сознания и перевоссоздания его в качестве автономного Не столько с целью утверждения реальности существования мира и человеческого тела (в чем, по выражению Д "никогда не сомневался ни один здравомыслящий человек"), сколько для последовательного выполнения своей философской задачи: исследования различных способов данности существующего сознанию Д выводит доказательство реальности существования "протяженной субстанции", "материальных вещей" из анализа свойств "субстанции мыслящей" (из наличия в ней способностей представлять и чувствовать, указывающих на действительность телесных вещей) "Субстанцию" Д определяет как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме себя В полном смысле слова таков, по Д, только Бог, прочие же субстанции, нуждаясь "в обычном содействии Бога", могут, однако, существовать без помощи какой-либо сотворенной вещи Строго говоря, по Д, имеются не две субстанции, поскольку он отмечает, что каждый из нас как мыслящий "реально отличается от всякой иной мыслящей субстанции и от всякой телесной субстанции", существуют два типа субстанций - "вещей", которые реально различны и которые можно рассматривать либо в качестве "мыслящих" (не постигаемых с помощью представления, нематериальных, непротяженных, неделимых), либо в качестве "протяженных в длину, ширину и глубину" (постигаемых с помощью способностей представлять и ощущать, немыслящих, делимых, имеющих фигуру, движение, определенное расположение частей) Объясняя свое различение "субстанций", Д ссылается на наши возможности понимания: у нас имеются три рода идей, или "первичных понятий", - понятие о душе как мыслящей, о теле как протяженном и третье, особое понятие - о единстве души и тела Вся человеческая наука, по Д, состоит в "хорошем различении" этих понятий и в приложении каждого из них только к тем вещам, к к-рым они применимы Декартовское различение субстанций (тн дуализм) фиксирует реальность существования как мысли, так и материи, их действительное различие, а также различие их способов данности нам Для грамотного философствования и строгого построения научного знания, по Д, требуется прежде всего "чистота" (несмешение) принципов их описания Введение "мыслящей субстанции" (и рассмотрение ее в качестве основания возможности познания всего остального) представляет собой особый способ выявления специфики человеческого существования Настаивая на том, что мышление и свободное веление определяют специфику человека, Д не отрицает ни наличия у человека тела (к-рое, если его понятие полностью отчленить от понятия души, можно рассматривать чисто физиологически как "автомат"), ни наличия единства души и тела как особой реальности (для к-рой он вводит отдельное понятие), ни существования у нас естественного инстинкта, присущего нам "как животным" Однако человек отличается от всего прочего существующего тем, что он обладает разумом (естественным светом, или интуицией, ума), дистанцирующим, трансцен-дирующим любые эмпирические, фактические обусловливания И только разуму - на этом строится этика и "прагматика" Д - следует полностью доверять, только им следует руководствоваться Картезианство (от латинизиров имени Д) - термин, к-рым обозначают учение Д, а также направление в философии и естествознании 17-18 вв, воспринявшее и трансформировавшее идеи Д Метафизика Д с ее строгим различением двух типов "субстанций" послужила исходным пунктом концепции окказионализма (см: ОККАЗИОНАЛИЗМ) Идеи механико-математической физики и физиологии Д оказали влияние на Ж Рого, П Режи, X де Руа и др Рационалистический метод Д послужил основой для разработки А Арно и ГГ Николем тн логики Пор-Рояля ("Логика, или Искусство мыслить", 1662) К великим "картезианцам" причисляют Спинозу и Лейбница Учение Д явилось одним из источников философии Просвещения Д принадлежит к числу тех мыслителей, к-рые являются постоянными "собеседниками" последующих поколений философов Многие идеи Д в трансформированном виде продолжают жить в философии 20 в (феноменология, экзистенциализм и др) Его метафизика, рационализм, учение о cogito находятся в центре непрекращающейся полемики современной философии с классическим рационализмом; критически соотносясь с ними, крупнейшие философы современности (Гуссерль, Хайдеггер, Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Рикер и др) формулируют свои концепции
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: