Деизм - это...

ДЕИЗМ (лат deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога Согласно Д, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креаци-онный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного "первотолчка"), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам Соответственно, в качестве семантически акцентри-рованных доказательств бытия Божьего в Д выступают, в первую очередь, космологическое и, отчасти, телеологическое, актуализируя в Д идею предустановленной гармонии Д противостоит - в плане осознанной оппозиции - теизму как основанному на презумпции предельной персонификации Бога, концепции диалогичности отношений человека с Богом (концепция откровения) и идее теургии (лат theour-gyia - боготворчество) как чудодейственного вмешательства Бога в мир, а также - объективно - пантеизму и атеизму Семантическим центром и исходным пафосом Д выступает смена теургической парадигмы интерпретации мира как перманентного чуда на парадигму трактовки бытия как развивающегося по разумным законам, имеющего внутреннюю логику ("разумное начало") эволюции, а потому открытого для рационального осмысления и познания Согласно Д, познавательный процесс также фундирован изначально заложенным в человека Богом и - применительно к индивиду - врожденным "разумным началом" и ориентирован на постижение четырех ступеней истины: 1) онтологически трактуемая истина как самотождественность объекта ("истина вещи"), 2) феноменологически трактуемая истина как согласованность явления и сущности ("истина явления"), 3) логически трактуемая истина как соответствие содержания понятия своему денотату ("истина понятия"), 4) гносеологически трактуемая истина как "правильное рассуждение о вещах" ("истина разума") Как оформленное и рефлексивно осознающее свои основания направление философской мысли Д возникает в контексте европейской традиции Просвещения Основоположник - английский философ и политик - дипломатический деятель - лорд ХЧ Чербери (1583-1648), сформулировавший в "Трактате об истине" (1624) основные принципы Д как "естественной религии" ("религии разума"): существует Абсолют как трансцендентный миру и безличный, и существует воздаяние за земную жизнь в загробном мире (онтологические принципы); Абсолют должно чтить, и лучшим способом сделать это является праведная жизнь ("добродетель и благочестие"), а в качестве искупления грехов выступает раскаяние (этические принципы) Максимальное влияние и распространение Д относится к 18 в Возник и был популярен в Англии (Дж Пристли, Толанд, А Коллинз, М Тин-даль, А Шефтсбери, Болинброк, и др), Франции (Вольтер, отчасти Руссо), Германии (Лейбниц, ГЭ Лессинг и др), а также США (Т Джефферсон, Б Франклин, И Аллеи и др) и России (МВ Ломоносов и некоторые декабристы: ИД Якушкин, АП Барятинский, ПИ Борисов, НА Крюков и др) Рефлексивному мета-анализу феномена Д посвящены специальные работы Юма ("Диалоги о естественной религии", 1779) и Канта ("Религия в пределах только разума", 1793) Традиционно связываясь с идеологией Просвещения, семантическая парадигма Д, однако, имеет глубокие корни в европейской традиции и может быть обнаружена - в различных своих модификациях - уже в средневековой культуре, где типологическим коррелятом гносеологической установки Д (вне проблемы интерпретации бытия Божьего) выступает концепция "двойственной истины" (см СХОЛАСТИКА) Практически изоморфная Д семантическая структура может быть зафиксирована и в традиции древнегреческой философии, а именно в рамках натурфилософских моделей космогенеза, мыслящих творческое мировое начало (Логос у Гераклита, Нус у Анаксагора и др) в качестве инициирующего космический процесс и не оказывающего на него в дальнейшем де-терминационного влияния (см раздел "Техноморфная модель космического процесса" в статье Античная философия) Внутренняя парадоксальность Д, вдохновленного в своем возникновении когнитивным пафосом сциентизма, заключается в том, что при последовательно логическом движении внутри своей системы координат Д приходит к идее об ограниченности познавательных возможностей разума и необходимости - при постижении Абсолюта - подкрепления рациональных усилий интуитивным "одобрением сердца" ("Д чувства" Руссо) Несмотря на эту противоречивость, Д оказался экзистенциально значимым для интеллектуалов феноменом, выступая в новоевропейской культуре важнейшим инструментом если не преодоления в индивидуальном сознании фундаментального для западного менталитета дуализма (см ДУАЛИЗМ), то - по крайней мере - конституирования целостности самосознания в условиях этого дуализма: по оценкам Руссо, вне системы Д "я буду жить без утешения [те вне открываемой Д перспективы когнитивного оптимизма - ММ] и умру без надежды [те вне открываемой Д перспективы вечной жизни - ММ] Я стану несчастнейшим созданием"


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(лат.), система взглядов, согласно которым Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий. Получило распространение в эпоху Просвещения. Родоначальником деизма считается лорд Чебори (XVII в.).
Энциклопедия "Религия"
ДЕИЗМ — неортодоксальная религиозная доктрина, основоположники и сторонники которой придерживались трех интеллектуальных концепций: растущей веры в человеческий разум, недоверие религиозным утверждениям об откровении — источникам догматизма и духовной нетерпимости,...
Философский словарь
(лат. deus - Бог) - философская парадигмасинтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. Лого-центризм, Логос, Метафизика),...
Философский словарь
(от лат. deus - бог) — филос.-религ. учение, по к-рому бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Истоки Д. - в ср.-век. философии. В период духовной диктатуры церкви деистич. учения служили формой выражения...
Философский словарь
(от лат. Deus - Бог) - убеждение, что Бог, создав Вселенную, пребывает вне мира, предоставляет все действию законов природы и не вмешивается в ход событий. С точки зрения Г.Лейбница в таком вмешательстве нет нужды, т.к. наш мир - лучший из всех возможных миров. Появление деизма...
Философский словарь
(от лат.-Бог): философско-религиозное учение о Боге как безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитые природы и общества. Начал складываться в средние века, но окончательно оформился в 17 в. Приверженцы деизма отвергли идею Промысла Божия (...
Философский словарь
рационалистическое учение, возникшее в эпоху Просвещения, согласно которому Бог есть безличный трансцендентныйразум. Сотворив мир, этот разум-перводвигатель не принимает в нем более никакого участия, не вмешивается в ход физических законов и в дела людей. во многом...

Поделиться:

Реклама