Даршан - это...

ДАРШАН (иврит. "проповедник") — в иудаизме — проповедник, чаще всего — странствующий. Д. — фигура, известная в еврейской истории с эпохи Второго Храма (см. Храм), когда был установлен обычай чтения и толкования Торы. О существовании профессиональных Д. свидетельствует Коѓэлет, или Экклесиаст (само именование книги в оригинале — Коѓэлет — может быть переведено как "собирающий общину [на] проповедь). С возникновением различных общин за пределами Иудеи в диаспоре появляется и обычай чтения проповедей (см. Драша) в различных синагогах прибывшими из других мест проповедниками, что подтверждается, в частности, эпизодами жизни Шауля из Тарса — апостола Павла, отправившегося, согласно новозаветной Книге Деяний Апостолов (см. Новый Завет, Двенадцать апостолов), произносить проповедь в синагоге в Дамаске и получившем по дороге новое Откровение. Жизнь даршаним (даршанов), или странствующих проповедников, вели некоторые таннаи и амораи — создатели Мишны и Гемары, вместе составляющих Талмуд.

Первые сведения о даршаним эпохи Средневековья относятся к 11 в., но особенно широкий размах это явление переживает в 12—13 в. в связи с возникновением и распространением мистического движения Хасидей Ашкеназ, участники которого часто вели жизнь нищенствующих странников и проповедников. В эти и последующие века деятельность Д. все более связывается с талмудической ученостью и статусом раввина. Так, во второй половине 13 в. странствующий галахист (см. Ѓалаха) и Д. Моше бен Йааков из Куси (Франция), совершая паломничество по разным еврейским общинам (прежде всего, по испанским), призывал к моральному совершенствованию и тщательному исполнению заповедей (см. Мицвот) Торы, выступив одним из первых Д., которые были моральными наставниками народа. В 16 в. прославился как Д. рабби Эфраим Шломо бен Аѓарон Лунчиц (из Ленчицы), обличавший в своих проповедях эгоизм, алчность, самодовольство и лицемерие богачей. Он был столь популярен, что его пригласили прочесть проповедь Вааду четырех земель (Комитету иудейского самоуправления в Польше) в Люблине. Этот странствующий Д., ставший позднее раввином Праги, увлекал самую широкую аудиторию своим риторическим искусством и опирался на толкования Торы и Танаха в целом, на Аггаду. Этот метод значительно повлиял на проповедников 18 в., когда в обиход вошел термин маггид, употребляющийся и поныне для обозначения проповедника в иудейской традиции.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. видение, лицезрение). 1. Самооткровение Божества своим приверженцам случай, когда духовная личность в Индии разрешает лицезреть себя. Видение святых людей, мест и предметов, которое приносит великое блаженство зрителю. 2. В индуизме и буддизме - ритуал получения...
Словарь индуизма
(видение) - гл. цель индуиста, приходящего в храм или совершившего паломничество: лицезрение образа бога или святого. Важно увидеть также связанные с богами священные места: Гималаи, Канъякумари, Ганга, святые города и т. п. Получение Д. бога и святого предполагает, что и они...
Словарь восточных терминов
(также "а") в`идение, смотреть на; восприятие; взгляд, доктрина, философская система. В этом контексте всегда употребляется для выражения благоговейного или благочестивого в`идения и пристального взгляда (как благословения) Учителя.

Поделиться:

Реклама