Данилевский - это...
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма Магистр ботаники Петербургского университета (1849) За научно-административную деятельность награждался золотой медалью Русского географического общества Директор Никитского ботанического сада (1879) Основные сочинения: "Россия и Европа Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869), "Дарвинизм Критическое исследование" (1885-1889), "Сборник политических и экономических статей" (1890) и др Известность приобрел благодаря работе "Россия и Европа", вызвавшей острую полемику и зачастую несправедливую критику (например, со стороны В Соловьева, Кареева) Критики обратили внимание прежде всего на поверхностный, связанный с "восточным вопросом", слой книги и проигнорировали (за исключением Страхова и Леонтьева) ее более глубокий социологический и философско-исто-рический план, обнаруживший свое значение позднее Рассуждая в русле методологии натурализма и отвергая европоцентристский эволюционный принцип объяснения истории, Д считал невозможной общую теорию общества, управляемого всеобщими законами Общество - не особая целостность, но только сумма национальных организмов, развивающихся на основе морфологического принципа, те по собственным имманентным законам Д, следовательно, наметил одну из ранних форм структурно-функционального анализа социальных систем Человечество в различных точках роста укладывается в крупные социальные формы (организмы), называемые Д "культурно-историческими типами" (цивилизациями) "Типы" есть интеграция существенных признаков определенного социального организма, объективирующих национальный характер Положительную роль в истории, по Д, сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский Ряд народов не сложились в культурный тип и выполняют либо функцию "бичей Божиих", те разрушителей отживших культур, либо составляют "этнографический материал" для других цивилизаций В идеальном плане культура структурируется на 4 разряда (или основы): религия; культура в узком смысле слова (наука, искусство и промышленность); политика; общественно-экономическая деятельность Исторически существовавшие культурно-исторические типы развивали какой-либо один разряд, либо, в лучшем случае, - два (как европейский) Восточнославянский же тип, по мнению Д, будет первым полным "четырехосновным" культурно-историческим типом На этом основывались вызвавшие неприятие многих современников политические выводы Д о месте России в Европе и о славянском мире, который ради спасения своей самобытности должен объединиться в особый культурно-исторический тип и отказаться от подражательности иным культурам Д, используя биологические аналогии, формулирует законы эволюции культурно-исторических типов Основы цивилизации одного типа не передаются цивилизациям другого типа Попытка заменить такие основы ведет к уничтожению культуры Однако Д не отрицает культурную преемственность, адекватной формой которой является метод "почвенного удобрения", те знакомство народа с чужим опытом и использование его наименее национально окрашенных элементов Особое значение для развития цивилизации имеет политическая интеграция культурно близких народов Выход интеграции за пределы культурного типа приносит только вред Культурно-исторический тип переживает ряд этапов, причем если период накопления культурного запаса народом неопределенно долог, то период цивилизации ("плодоношения", "растраты", "творчества") весьма короток, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу Д одним из первых увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства какого-либо одного культурно-исторического типа Ни одна цивилизация не может утверждать, что она представляет высшую точку истории, каждая вносит свои плоды, идет в своем направлении и только в этом многообразии и осуществляется прогресс Не существует никакой абстрактной общечеловеческой задачи От общечеловеческого нужно отличать всечеловеческое как совокупность всего национального; всечеловеческое подобно городу, где каждый отстраивает свою улицу по собственному плану, а не теснится на общей площади и не берется за продолжение чужой улицы В таком развитии и заключается социальный идеал Концепция Д стала одной из первых попыток обоснования взгляда на историю как на нелинейный многовариантный процесс Будучи недооцененными в момент создания, идеи Д оказались созвучными многим концепциям 20 в: теории локальных цивилизаций, теории аккультурации, социологии знания и тд
Поделиться: